«Ви, вату, сакелика»
«Ви, ва́ту, саке́лика» («Vy, Vato, Sakelika», с малагасийск. «Железо, камень, ветвь»), тайная организация антиколониальной направленности на Мадагаскаре. Возникла в 1912 г. (по другим данным, в 1913) среди учащихся Медицинской школы г. Тананариве (ныне Антананариву). Железо и камень (в названии) служили символами чистоты и твёрдости, ветвь олицетворяла организационное строение. Инициатором создания общества стал пастор столичного протестантского храма – Равелудзауна.
«Ви, вату, сакелика», объединившая патриотически настроенных молодых интеллигентов, ставила своей целью национальное возрождение страны как средство освобождения от колониальной зависимости. Организация способствовала воспитанию патриотических чувств, борьбе с регионализмом, вовлечению малагасийцев в бескорыстный и самоотверженный труд на благо родины, возрождение собственной государственности. «Ви, вату, сакелика» выступала за мирные пути и методы достижения поставленных целей и занималась главным образом просветительской деятельностью.
«Ви, вату, сакелика» не имела письменного устава и не взимала членские взносы. Вступление в общество предусматривало определенный ритуал: вступавший приносил клятву, выражая готовность служить родине, любить всех малагасийцев, к какой бы этнической или социальной группе они ни принадлежали. Члены «Ви, вату, сакелика» не достигли единства по вопросу о независимости страны. Большинство представителей организации выступали за предоставление Мадагаскару автономии в рамках французской колониальной системы, пополнявшие ряды «Ви, вату, сакелика» представители крестьянства и ремесленников выдвигали более решительные и конкретные требования немедленного предоставления независимости, отмены налогов, свободы торговли.
К середине 1915 г. общество имело разветвлённую структуру. Оно делилось на секции по 20 человек в каждой. Секции были созданы не только в столице, но и в других крупных населённых пунктах страны – Амбалавау, Амбуситра, Анказубе, Анцирабе, Мураманга, Таматаве (ныне Туамасина), Фианаранцуа. Общее число членов насчитывало 500 человек. Руководили обществом религиозные деятели: три католика (иезуит отец Венанс Манифатра, брат Р.-Л. Рафиринга и доктор богословия Расамиманана) и три протестанта (пасторы Равелудзауна, Ж.-Ж. Рабари, О. Разафимахефа).
В 1915 г. «Ви, вату, сакелика» активно выступила против направления карательных войск на подавление восстания на юге острова; была разгромлена за поддержку повстанцев. Продолжавшееся несколько месяцев следствие не выявило фактов подготовки членами «Ви, вату, сакелика» заговора с целью изменения существовавших на Мадагаскаре порядков. Тем не менее администрация, опасаясь политических последствий пропагандистской деятельности организации, применила суровые меры наказания подсудимых, которые обвинялись в подрывной деятельности. 8 руководителей ВВС были приговорены к пожизненным каторжным работам, 26 человек – к каторжным работам на срок от 5 до 20 лет, 170 членов отправлены на остров-тюрьму Нуси-Лава у западного побережья Мадагаскара. Была усилена цензура изданий на малагасийском языке, запрещены многие газеты и практически все «туземные ассоциации».
Организация «Ви, вату, сакелика» сыграла существенную роль в формировании национального самосознания малагасийцев. Многие из членов «Ви, вату, сакелика», в частности Ж. Равуаханги и Ж. Расета, стали активными борцами за независимость Мадагаскара.