Васин Валентин Петрович
Ва́син Валенти́н Петро́вич (30.10.1923, село Алёшино Бронницкого уезда Московской губернии, ныне посёлок Виноградово городского округа Воскресенск Московской области – 11.11.2010, г. Жуковский Московской области), советский и российский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза (1957), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1966), генерал-майор авиации (1976).
В 1941 г. окончил 10 классов школы и после обучения в Реутовском аэроклубе призван в армию. В 1944 г. окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов, продолжил службу в ней до 1947 г. в качестве лётчика-инструктора. В 1947–1951 гг. курсант и лётчик-инструктор в Высшей офицерской авиационно-инструкторской школе, г. Грозный. В 1953 г. завершил подготовку в Школе лётчиков-испытателей Минавиапрома СССР (ШЛИ, с 1984 Школа лётчиков-испытателей имени А. В. Федотова) и принят на работу в Лётно-исследовательский институт (ЛИИ имени М. М. Громова).
В 1956 г. на самолёте Ил-28 проверил работоспособность жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) ЛДАЗ-00-0000 в режиме невесомости; в качестве второго пилота провёл первый полёт военно-транспортного самолёта Ан-8 и последующие его полёты в рамках лётных испытаний, провёл заводские испытания самолётов конструкции А. И. Микояна СМ-12, СМ-50, второго и третьего опытных экземпляров сверхзвукового самолёта Е-50 (1957) с жидкостным ракетным двигателем.
25 марта 1957 г. впервые в стране достиг на втором опытном экземпляре самолёта Е-50 скорости, равной двум скоростям звука (число Маха М = 2). Участвовал (1958) в испытаниях сверхзвукового высотного истребителя-перехватчика Як-27В (первый опытный экземпляр Як-27, переделанный в вариант Як-27В с размещённой в хвостовой части фюзеляжа дополнительной силовой установкой С-155 на основе жидкостного реактивного двигателя разработки Л. С. Душкина). В 1959 г. окончил учёбу в Московском авиационном институте имени Серго Орджоникидзе.
Провёл исследования на сверхзвуковых истребителях МиГ-19, МиГ-21, Су-7, Су-9 по отработке посадки с выключенным двигателем и по выходу на динамический потолок на критических режимах полёта; испытания сверхзвуковых самолётов Су-9, Су-11, МиГ-21, СМ-12 с новыми опытными двигателями; испытательные полёты на вертолётах Ми-1, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10; испытания нового двигателя ТВ-2Т для вертолётов в составе летающей лаборатории Ту-4ЛЛ. Проводил многие другие сложные лётные испытания.
На специально оборудованных самолётах-лабораториях участвовал в подготовке космонавтов к полётам в условиях невесомости. Летал на самолётах свыше 100 типов.
С 1982 г. в запасе. Одновременно с лётной работой занимал в 1964–2003 гг. руководящие должности в ЛИИ: заместителя начальника Лётно-испытательного центра (ЛИЦ) – начальника комплекса (1964–1973), начальника ЛИЦ ЛИИ – заместителя начальника ЛИИ по лётным испытаниям (1973–1982 и 1991–1995), заместителя начальника ЛИЦ ЛИИ (1982–1991 и 1998–2003), заместителя начальника ЛИИ (1995–1998). Руководил всеми лётными и аэродромными подразделениями и службами ЛИИ.
За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1957 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза.
Награждён 2 орденами Ленина (1957, 1964), орденом Октябрьской Революции (1971), орденом Дружбы народов (1992), медалью «За боевые заслуги» (1951) и многими другими медалями.
Почётный гражданин г. Жуковский (2010). Его именем назван самолёт «Сухой Суперджет100» (регистрационный номер 89001) авиакомпании «Московия».
Похоронен на Быковском кладбище в г. Жуковский Московской области.