Вахтеров Василий Порфирьевич
Ва́хтеров Васи́лий Порфи́рьевич [13(25).1.1853, Арзамас – 3.4.1924, Москва], российский педагог, просветитель, деятель народного образования. Учился в Нижегородской духовной семинарии. С 1872 г. учитель (в Васильсурске, Ардатове); заведующий Духовищинским городским училищем Смоленской губернии. Инспектор народных училищ: Смоленской губернии (1881–1890), Москвы (1890–1896). После доклада «О всеобщем обучении» (1894), содержавшего резкую критику политики правительства в области среднего образования, обвинён в политической неблагонадёжности, в 1896 г. был вынужден уйти в отставку.
В конце 1890-х гг. создал цикл пособий на основе аналитико-синтетического, звукового метода обучения грамоте, обеспечивающего развитие речи ребёнка и приобретение прочных орфографических навыков («Русский букварь», 1898, к 1917 – 118 изданий; «Первый шаг», 1903, 35 изданий; хрестоматия «Мир в рассказах для детей» для 1–4 классов, совм. с Э. О. Вахтеровой, ч. 1–4, 1900–1905, к 1919 – 68 изданий). Автор методических руководств по русскому языку для педагогов («На первой ступени обучения», 1903; «Как учить читать и писать», 1922), оказавших значительное влияние на гуманизацию и демократизацию педагогического процесса и являвшихся на протяжении четверти века основными учебными пособиями в начальной школе.
В 1893–1903 гг. работал в школе и на курсах для взрослых при Тверской мануфактуре. В 1903 г. по подозрению в пропаганде социалистических идей среди рабочих выслан в Новгородскую губернию, вскоре вернулся в Москву, но к педагогической деятельности допущен не был. В конце 19 – начале 20 вв. Вахтеров – признанный лидер общественно-педагогического движения, организатор и участник многих педагогических съездов, один из создателей Всероссийского учительского союза (1905), Лиги образования (1906), где отстаивал принцип всеобщего доступного, обязательного и бесплатного начального обучения. Разрабатывал проблемы соотношения общего и профессионального образования. Работая в издательстве И. Д. Сытина (заведующий отделом школьно-народных и детских публикаций), подготовил 270 книг, а также 350 наименований учебников. После Октябрьской революции 1917 г. преподавал на курсах ликбеза, в 1923–1924 гг. читал лекции на педагогическом факультете 2-го МГУ. Вахтеров – создатель целостной личностно-ориентированной дидактической системы, где использовались активные методы обучения, способствующие развитию самостоятельности мышления школьников. Автор работ полемической направленности («Новая школа», 1906; «Спорные вопросы образования», 1907; «Основы новой педагогики», 1913), где отстаивал гуманистическую философско-педагогическую концепцию, названную им «эволюционной педагогикой». В её центре – построение образовательного процесса на основе естественного стремления каждого ребёнка к развитию, побуждения его к саморазвитию. Отстаивал значимость педагогической антропологии, необходимость изучения личности школьника, его возрастных и индивидуальных особенностей. Создал типологию учащихся по преобладающим склонностям, показал динамику изменения склонностей под влиянием обучения и воспитания.