«Улицы разбитых фонарей»
«У́лицы разби́тых фонаре́й», российский криминальный сериал по мотивам детективов писателя А. В. Кивинова (Пименова). Посвящён будням сотрудников петербургской милиции (в дальнейшем – полиции). Выходил в 1997–2019 гг. на каналах ТНТ, Первый канал (до 2002 – ОРТ) и НТВ. Состоит из 16 сезонов и 501 серии.
История создания
Идея серии рассказов о повседневной жизни оперативных работников возникла у Пименова в начале 1990-х гг., когда он служил в отделе по раскрытию умышленных убийств Кировского районного управления внутренних дел (РУВД) Санкт-Петербурга. В свободное время он писал о своих коллегах, об их расследованиях реальных преступлений. Так была создана повесть «Кошмар на улице Стачек», которую Пименов преподнёс коллегам в качестве подарка. В 1992 г. благодаря его близким история попала в издательство и была опубликована уже под псевдонимом Кивинов. На публикацию обратил внимание режиссёр комедии «Особенности национальной охоты» (1995) А. В. Рогожкин и предложил экранизировать повесть в формате телесериала в сотрудничестве с продюсером А. П. Капицей (Николаев). На главные роли были отобраны начинающие театральные и киноактёры А. А. Лыков, А. Г. Нилов, С. А. Селин, М. Н. Трухин, А. Ю. Половцев, А. Р. Мельникова, более опытный артист Ю. А. Кузнецов и др.
Пилотные серии были созданы студией «Русский видео-фильм» в 1995 г. по заказу телеканала РТР, однако из-за финансовых трудностей канала в 1997 г. права на сериал были переданы каналу «ТНТ-Телесеть», где 4 января 1998 г. состоялся премьерный показ. Статус народного хита проект приобрёл в 1998 г., когда его стал демонстрировать в прайм-тайм канал ОРТ. В 1999–2019 гг. сериал поочерёдно демонстрировался на каналах НТВ и ТВ-6. В 2003 г., после ухода Кивинова из проекта, несколько актёров перешли в сериал «Опера́: хроники убойного отдела» (2004–2007) производства кинокомпании «Феникс-Фильм» (Опера на улицах разбитых фонарей).
Сюжет и герои
События сериала разворачиваются вокруг работы 85-го отделения петербургской милиции (полиции), в котором работают рядовые следователи: Владимир Казанцев по прозвищу Казанова (Лыков), Андрей Ларин (Нилов), Анатолий Дукалис (Селин), Олег Соловец (Половцев), Анастасия Абдулова (Мельникова) и другие под руководством Юрия Петренко по прозвищу Мухомор (Кузнецов). Герои, созданные Пименовым, были скромными следователями, приближенными к народу. Они пользовались общественным транспортом, просто одевались и имели типичные для многих русских зрителей проблемы с семьями. Из-за кризиса на киностудии «Ленфильм» первые эпизоды сериала снимали в реальных зданиях РУВД (Кировском, Петроградском), в опорных пунктах милиции. В съёмках были задействованы настоящие спецгруппы, а коллеги Пименова консультировали актёров по технике проведения допросов и непонятным криминальным терминам («Улицы разбитых фонарей»: 20 лет любимому сериалу).
У большинства главных героев были реальные прототипы среди коллег писателя. Так, харизматичный и добрый Дукалис был списан с сотрудника РУВД А. Дукула. Любимец женщин и мастер рассказывания историй Казанцев сочетал в себе черты следователей Кировского РУВД В. Малинина и А. Филиппова. Прототипом карьериста-бюрократа майора Соловца выступил начальник уголовного розыска подполковник О. Дудинцев. Лейтенант Волков имел некоторое сходство со старшим оперативником В. Басневым, а интеллигентный и образованный капитан Ларин неоднократно сравнивался с самим Пименовым. Не имели конкретных прототипов в сериале лишь начальник Юрий Петренко и Анастасия Абдулова, а также появившиеся в последующих сезонах лейтенант Кирилл Порохня (О. А. Кучера) и капитан Николай Дымов (Е. В. Дятлов). Из опасения стать заложником одного образа проект уже во 2-м сезоне первым покинул Лыков. После 5 сезонов из сериала ушли Нилов и Селин («Улицам разбитых фонарей» – 20 лет).
Влияние
Благодаря реалистичным образам следователей сериал стал родоначальником жанра фильмов о буднях российских правоохранительных органов. Ироничный реализм сериала порывал с традицией советского милицейского детектива. Санкт-Петербург показан почти документально и выглядит неуютным, где сосуществуют алкоголики в рюмочных, маргиналы, простые бедные жители, с одной стороны, и бандиты, криминальные авторитеты и те, кто им подчиняется, – с другой. Атмосферу 1990-х гг. дополняют деталь в кабинете – чучело глухаря с окурком в клюве как символ бессилия милиции в борьбе с нарастающей преступностью – и такие приметы времени, как сигареты Lucky Strike, зажигалки Zippo, пейджеры и др. (Степанов).
В 1999 г. сериал получил две премии ТЭФИ как «Телевизионный проект года» и «Телевизионный игровой (художественный) фильм или сериал». В 2006 г. проект включён в Книгу рекордов Гиннесса как самый продолжительный российский сериал (Демишева). В 2021 г. трём актёрам сериала (Мельниковой, Половцеву и Дятлову) вручили почётные медали «10 лет Следственному комитету Российской Федерации» за создание положительных образов защитника Отечества, ведущих честную борьбу с преступностью и обладающих высокими интеллектуальными способностями (Берестовая).