Удмуртская Республика. Хозяйство. Транспорт
Тра́нспорт Удму́ртской Респу́блики, региональная транспортная система, представленная всеми видами транспорта, кроме морского.
Территория Удмуртии имеет относительно равномерную транспортную освоенность: все районные центры соединены с Ижевском автодорогами с твёрдым покрытием, через бо́льшую часть районов проходят железные дороги. На территории республики располагаются аэропорт (г. Ижевск) и действующий речной порт (в посёлке Кама Камбарского района).
Автомобильный транспорт играет важнейшую роль для пассажирского сообщения Ижевска с районными центрами, а также внутри- и межрайонных транспортных связей. Для значительной части населения республики автотранспорт является единственным видом транспортного сообщения. Общая протяжённость автодорог с твёрдым покрытием составляет 10,6 тыс. км (2021; 10,2 тыс. км в 2015). Средняя густота автодорожной сети – 251 км/тыс. км2 территории (2021; 243 в 2015), удельный вес автодорог с твёрдым покрытием в общей протяжённости дорог общего пользования – 60,9 % [2021; в среднем по России – 70,7 %, по Приволжскому федеральному округу (ПФО) – 69,4 %].
Суммарный объём перевозок автобусами общего пользования – 96,6 млн человек (2021; 159,2 млн в 2015), пассажирооборот – 1049 млн пассажиро-километров (1651 млн в 2015).
Автодорожная сеть относительно равномерно распределена по территории, её рисунок соответствует характеру расселения населения. Наибольшая густота наблюдается в пределах Ижевской городской агломерации, а также вокруг районообразующих центров второго порядка (города Глазов, Можга, посёлок Ува). Через территорию Удмуртии проходит федеральная автодорога М-7 «Волга» (Москва – Владимир – Нижний Новгород – Казань – Уфа; участок подъезда Елабуга – Ижевск – Пермь), играющая важнейшую роль в связи Удмуртии с Татарстаном и центральными регионами страны. Остальные дороги имеют региональное и межрегиональное значение. Наиболее значимы для республики дороги, соединяющие Ижевск с крупными районными центрами, а также соседними регионами – Башкортостаном, Пермским краем и Кировской областью.
Действуют паромные переправы через реку Кама. До 2017 г. они играли большую роль для связи основной части Удмуртии с Камбарским районом, находящимся на левобережье, и с территорией Башкортостана. После строительства моста у г. Камбарка (2017) основной транспортный поток проходит через него, паромные переправы преимущественно обслуживают нефтедобывающие предприятия, разрабатывающие месторождения на левом берегу Камы.
Обеспеченность автобусами общего пользования – 71 единица на 100 тыс. человек (2021; 76-е место среди регионов России). Уровень автомобилизации населения – 304,5 на 1 тыс. человек (2021; в среднем по России 327,6, по ПФО – 338,4).
Общая протяжённость железнодорожных путей общего пользования – 778,9 км, густота – 185 км/10 тыс. км2 (2021). Железнодорожным транспортом отправлено 2562 тыс. пассажиров (2021; 3645 тыс. в 2015). Объём грузов – 2,1 млн т (2021; 2,2 млн в 2015).
По территории Удмуртии проходят две магистральные железнодорожные линии: Северный ход Транссиба [участок Киров – Пермь: через северные районы Удмуртии (Ярский, Глазовский, Балезинский, Кезский)], Южный ход (участок Казань – Екатеринбург: через южные районы (Кизнерский, Можгинский, Малопургинский, Сарапульский, Камбарский)]. Соединяет два хода железнодорожная ветка Агрыз – (Татарстан) – Ижевск – Балезино, построенная в годы Великой Отечественной войны. Действует несколько второстепенных линий: Люкшудья (Завьяловский район) – Кильмезь (на запад республики; постоянное пассажирское сообщение до станции Ува), Армязь (Камбарский район) – Сайгатка (г. Чайковский, Пермский край; юго-восток республики), Агрыз – Набережные Челны (Татарстан, проходит через Алнашский район), Яр (Ярский район) – Верхнекамская (Кировская область; северо-запад республики).
Железные дороги Удмуртии относятся к филиалам РЖД: Горьковской железной дороге (бо́льшая часть сети), Свердловской железной дороге (Кезский район, по направлению к Перми от станции Чепца), Куйбышевской железной дороге (Алнашский район, по направлению к Набережным Челнам).
Территорию Удмуртии пересекают 12 магистральных газопроводов, обеспечивающих природным газом центральные регионы страны и значительную часть экспортных поставок в страны зарубежной Европы, и 4 магистральных нефтепровода: Сургут – Полоцк, Холмогоры – Клин, Киенгоп – Набережные Челны, Ножовка – Мишкино – Киенгоп. Общая протяжённость трубопроводов превышает 720 км. Основная часть трубопроводов имеет субширотное простирание, для них республика имеет транзитное значение. Нефтепроводы Киенгоп – Набережные Челны и Ножовка – Мишкино – Киенгоп обслуживают нефтяные месторождения Удмуртии и соседних регионов.
Единственная судоходная река Удмуртии – Кама (включая акватории Воткинского и Нижнекамского водохранилищ). К судоходному участку Камы имеют выход юго-восточные районы Удмуртии (Воткинский, Завьяловский, Сарапульский, Каракулинский и Камбарский). Навигация по Каме начинается в третьей декаде апреля, завершается во второй декаде ноября; средняя продолжительность навигации – 200 суток. Грузовой порт Камбарка (1942; под управлением «Мечел-Транс»; посёлок Кама Камбарского района) осуществляет перевалку навалочных и штучных грузов с железной дороги на водный транспорт и обратно (расположен у Южного хода Транссиба и обладает подъездными путями), принимает и обрабатывает суда типа «река – море»; грузооборот порта – 44 тыс. т (2021).
Пассажирское сообщение осуществляется по акватории Ижевского пруда. Теплоходы «Москва-181» в навигацию осуществляют рейсы в верховья пруда (причал Воложка), обслуживают отдыхающих и владельцев дачных участков.
На территории Удмуртии действует единственный аэропорт – Ижевск (1974; 544,8 тыс. пассажиров; 2021), обслуживает только внутренние воздушные линии. Основные направления авиасообщения – Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Анапа, Симферополь. Перевозки осуществляют авиакомпании «Ижавиа» (1944; базовый перевозчик аэропорта Ижевска), а также «Россия» и «Победа», входящие в группу компаний «Аэрофлот».