Цветков Леонид Александрович
Цветкóв Леони́д Алексáндрович [16(29).4.1909, село Николаевское Мирохановской волости Чухломского уезда Костромской губернии – 12.3.1993, Москва], российский педагог, член-корреспондент Академии педагогических наук (АПН) РСФСР (1965), АПН СССР (1968), лауреат Государственной премии СССР (1974).
Родился в семье сельского священника. В 1915 г. семья переехала в село Вонданка Котельнического уезда Вятской губернии (ныне Даровский район Кировской области). Окончил 2-классную школу (1924), железнодорожную школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) в Свердловске (1927). По направлению комсомольской организации школы ФЗУ поступил в Московский индустриально-педагогический институт имени Карла Либкнехта (1923–1943), который окончил в 1931 г. по специальности «химик-металлург, преподаватель».
Работал инструктором-методистом по подготовке рабочих кадров металлургического объединения «Сталь» в Харькове (1931–1932), научным сотрудником лаборатории методики химии Научно-исследовательского института (НИИ) политехнического образования в Москве (1932–1934), учителем химии в ряде московских школ (1935–1938), деканом и преподавателем химического факультета Московского городского института усовершенствования учителей (1938–1941) (ныне Московский институт открытого образования). В 1937 г. защитил диссертацию по теме «Вопросы химической структуры в курсе органической химии» на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
В начале научной деятельности Цветков занимался вопросами профессионального образования и детского технического творчества, писал методические пособия для школ ФЗУ и школьных технических кружков. В предвоенные годы начал разрабатывать проблемы методики обучения органической химии в средней школе. Его первые статьи: «Освещение жизни и деятельности А. М. Бутлерова на уроках химии», «Возникновение, развитие и современная оценка структурной теории в органической химии» и др. были напечатаны в журнале «Химия в школе» (учреждён в 1937).
Во время Великой Отечественной войны с июня 1941 по декабрь 1945 гг. находился в действующей армии в должности начальника химической лаборатории 31-го отдельного батальона химической защиты.
С 1946 г. научная деятельность Цветкова связана с НИИ методов обучения АПН РСФСР (СССР), в котором он работал старшим научным сотрудником, а затем заведующим сектором (лабораторией) химического образования. Участвовал в разработке и совершенствовании школьных программ по химии. В 1950–1955 гг. главный редактор журнала «Химия в школе». Член комиссии по химии учёного методического совета Министерства просвещения СССР, на котором обсуждались актуальные вопросы преподавания этого учебного предмета. Организатор и постоянный участник международных и всесоюзных симпозиумов по методике преподавания химии.
В 1950–1980-х гг. научные интересы Цветкова были сосредоточены на вопросах изучения теории и химического строения в средней школе, содержания учебного курса органической химии и школьного эксперимента по органической химии; нашли отражение в многочисленных работах: «О преподавании химии в средней школе» (1954), «Методика преподавания органической химии» (1958), «Изучение полимеров в средней школе» (1960), «Преподавание органической химии в средней школе» (1970), «Проблемы содержания и методов обучения химии в средней школе» (1971), «Общая методика обучения химии» (1981). В его книге «Эксперимент по органической химии в средней школе» (1954) рассмотрены особенности и задачи учебного эксперимента, его классификация; большое внимание уделено химическому методу установления строения органических веществ, выяснению зависимости свойств веществ от их строения; выдержала 5 переизданий. Предложил концепцию формирования содержания и построения курса органической химии (опубликована в сборнике трудов «Известия АПН РСФСР» № 122, 1962).
Его учебник «Органическая химия» для 10 класса средней школы (1952), за 10-е издание которого (вышло в 1972) автор удостоен Государственной премии (1974), выдержал 25 изданий (до 1991) и оставался стабильным учебником, по которому училось несколько поколений школьников. Учебник отличается логически стройной организацией учебного материала, акцентированием воспитательного потенциала научных знаний, отражением методологических вопросов науки. Высокий научный уровень материала, включённого в учебник, органично сочетается с доступностью изложения, теоретическая доказательность – с удачным раскрытием связей изучаемого с жизненной практикой. Учащиеся вовлекаются в обсуждение серьёзных проблем органической химии, в самостоятельное решение сложных и интересных задач. Учебник постоянно совершенствовался автором, с 1990-х гг. выходил его переработанный вариант (соавтор Э. Е. Нифантьев), который выдержал пять изданий.
Всего Цветковым опубликовано свыше 200 научных работ, в том числе за рубежом – в Болгарии, Венгрии, Польше, Чехословакии и других бывших социалистических странах. В последние годы жизни занимался проблемами дифференцированного подхода к обучению химии, разрабатывал разнопрофильные программы и методические пособия к ним, а также работал над новым учебником, который хотел сделать более кратким и доступным для всех обучающихся.