Транстрав
Транстра́в (англ. Dolly Zoom; эффект раздвигающегося пространства), кинематографический визуальный приём, при котором камера устанавливается на операторскую тележку и движется вдоль оптической оси объектива, создавая иллюзию неподвижности объекта съёмки и трансформации пространства вокруг него. Для обозначения данного приёма в киноиндустрии также применяется ряд терминов, связанных с фильмами, в которых он реализован наиболее наглядно и с которыми поэтому ассоциируется. Так появились термины «Vertigo shot» («эффект "Вертиго"»), т. к. впервые транстрав был использован в фильме А. Хичкока «Головокружение», и «Jaws shot» («эффект "Челюстей"») по первому фильму франшизы «Челюсти», в котором приём использован в сцене нападения акулы на мальчика. В СССР первым оператором, применившим транстрав, был В. И. Юсов, использовавший этот приём при работе над картиной «Чёрный монах» (1988, режиссёр И. В. Дыховичный).