Торуп Кирстен
То́руп Ки́рстен (Kirsten Thorup, настоящее имя Кристенсен, Christensen) (род. 9.2.1942, Гельстед, о. Фюн), датская писательница.
Родилась в семье лавочника. В 1961 г. окончила гимназию г. Фредерисия. Изучала английский язык и историю литературы в Копенгагенском университете (1962–1965, обучение не завершила). В 1963–1974 гг. состояла в браке с датским театральным режиссёром Ибом Торупом (1941–1990).
Дебютировала в литературе сборником модернистских стихов «Внутри – Снаружи» («Indeni – Udenfor», 1967), в которых звучат мотивы отчуждения и утраты идентичности.
В дебютном романе «Детка» («Baby», 1973; экранизирован Л. Вендель в 2003; премия «Пегас», 1979) изобразила маргинальную среду Копенгагена начала 1970-х гг.; среди героев: погрязший в долгах продавец автомобилей, переводчица порнографической литературы, наркозависимая проститутка, безработная гомосексуальная пара, дрэг-квин. Произведение отличается отсутствием единой сюжетной линии, кинематографичностью, большим количеством диалогов, бесстрастной и отстранённой манерой изложения, которая достигается, в частности, частым использованием сочинительного союза «и», уравнивающим неравные по своей значимости события.
Значительное место в творчестве Торуп занимает серия романов, выдержанных в традициях критического и психологического реализма и объединённых общей героиней. Действие романа «Маленькая Йона» («Lille Jonna», 1977) разворачивается в датской провинции в 1950-е гг.; жизнь малообеспеченной семьи и взаимоотношения в обществе описаны от лица девочки-подростка Йоны. В романе «Длинное лето» («Den lange sommer», 1979) та же повзрослевшая героиня переживает личностный кризис, который усугубляется её желанием вырваться из удушающего окружения. В основе романа «Небо и преисподняя» («Himmel og helvede», 1982; Премия датских критиков, 1982; премия «Золотые лавровые ветви», 1982; экранизирован М. Арнфредом в 1988) лежит история скрипачки Марии (её болезненные отношения с родителями, несчастливый брак, попытка обрести себя в отношениях с младшим братом Йоны). В романе «Предел» («Den yderste grænse», 1987) взрослая Йона переживает натянутые отношения с дочерью, увольнение, начинает интересоваться политикой, а ставшая матерью троих детей Мария вынуждена делать сложный выбор между семейным бытом и искусством; в финале произведения, завершающего серию, происходит символическое воссоединение разросшейся семьи в родительском доме. В центре всех четырёх романов ‒ изменения в домашней и общественной жизни датчан во 2-й половине 20 в.
В последующих романах Торуп продолжила развивать темы становления личности, сексуальной идентичности, конфликта поколений. В «Любимом незнакомце» («Elskede ukendte», 1994, премия Эдварда Петерсена, 1999) жизненные драмы двух мужчин разного социального положения осмысляются как результат болезненных отношений с матерью. В романе «Бонсай» («Bonsai», 2000; Литературная премия датского радио, 2001; в рус. пер. 2011 – «Бонсай: метаморфозы любви»), отличающемся полифонической структурой, описана судьба провинциалки, которая переезжает в Копенгаген и выходит замуж за художника и режиссёра, не зная о его бисексуальности; через много лет после рождения дочери и развода с мужем, открывшем в героине талант писателя, она узнаёт, что он болен СПИДом, и помогает ему совершить самоубийство. Основной сюжет дополняет история мужчины, чья жена покончила с собой из-за его постоянных измен. В романе «Ничья земля» («Ingenmandsland», 2003; Литературная премия Датского банка, 2004) страдающий деменцией старик, не желающий мириться с заключением в доме престарелых, совершает «побег» в воспоминания, а его дочь переживает разрыв отношений с сыном-сектантом и испытывает чувство вины перед отцом.
Женское поведение, обусловленное принятыми в обществе нормами, – одна из центральных тем поздних произведений Торуп. В романе «Предвоенное время» («Førkrigstid», 2006) описаны отношения женщин накануне Второй мировой войны 1939–1945 гг.: хозяйка дома, подозревая мужа в измене с забеременевшей работницей, старается устроить судьбу опозоренной девушки. В романе «Бог случая» («Tilfældets gud», 2011) решение главной героини – женщины, сосредоточенной на карьере, – взять под опеку девочку-подростка из Гамбии, полностью лишает её контроля над собственной жизнью. В основе романа «Воспоминание о любви» («Erindring om kærligheden», 2016, Литературная премия Северного совета, 2017) – история сломленной героини, чья несостоятельность как женщины и матери разрушает её отношения с дочерью.
В романе «До безумия, до смерти» («Indtil vanvid, indtil døden», 2020), действие которого разворачивается в 1942 г., главная героиня, вдова датского офицера, в поисках смысла жизни оставляет детей и едет в Мюнхен по приглашению знакомых, принадлежащих к нацистской элите. В своей преданности мужу она пытается оправдать его профашистские убеждения, однако столкновение с неприглядной действительностью, где легитимируются преступления против человечности – расовая дискриминация, убийства, насилие – не оставляет места для иллюзий в отношении нацизма. Роман представляет собой напряжённый внутренний монолог, в который включены отдельные реплики персонажей.
Для прозы Торуп характерны обстоятельность изложения, размеренность, психологизм, внутренний динамизм повествования, вкрапление в него натуралистических деталей.
Среди других произведений: сборники стихов «С любовью из Триеста» («Love from Trieste», 1969), «Сегодня это Дейзи» («I dag er det Daisy», 1971), новелл «В честь этого события» (I dagens anledning, 1968), «Последняя ночь перед любовью» («Sidste nat før kærligheden», 1989); пьесы, телесценарии.
Член Комитета по литературе Датского фонда искусств (1993–1995), член правления датского ПЕН-клуба (1995–1997).
Премии Отто Гельстеда (1974), Пауля Хеннингсена (1985), Сёрена Гюльдендаля (1987), Культурная премия Датской конфедерации профсоюзов (1988), Большая премия Датской академии (2000).