Топелиус Сакариас (старший)
Топе́лиус Сака́риас [Захариус (Захрис) Топелиус (старший), швед. Zacharias (Zachris) Topelius den äldre] (13.11.1781, Улеоборг, ныне Оулу – 23.1.1831, Нюкарлебю, ныне Усикарлепю, провинция Похьянмаа), финский фольклорист, врач.
Отец С. Топелиуса-младшего. С 1799 г. изучал медицину в Уппсале, Стокгольме и других городах, в 1807 г. стал магистром хирургии. Во время русско-шведской войны 1808–1809 гг. служил врачом на шведском флоте. В 1811 г. получил степень лиценциата, в 1813 г. – доктора медицины. С 1811 г. уездный врач в Нюкарлебю.
В 1803–1804 гг., во время поездки в Северную Остроботнию (ныне область Северная Похьянмаа), куда его отправили вакцинировать население, познакомился с финским фольклором; тогда же начал записывать народные песни.
В 1820 г. из-за паралича ног лишился возможности ходить, однако продолжал заниматься врачебной практикой и изучением народной поэзии. Исследователи Унелма Семёновна Конкка (1921–2011) и Алексей Петрович Конкка (род. 1949) отмечают, что летом того же года Топелиус-страший принял в своём доме двух коробейников из Вокнаволокской волости Беломорской Карелии (входила в Архангельскую губернию), которые пели ему эпические песни. От них Топелиус узнал, что там ещё жива рунопевческая традиция, и поэтому в дальнейшем наказывал посылать к себе всех карельских крестьян, если те находились поблизости (Конкка У. С. Архиппа Перттунен и Элиас Лённрот: так создавалась «Калевала» / У. С. Конка, А. П. Конкка // Труды Карельского научного центра РАН. 2010. № 4. С. 88).
Дальнейшие фольклорные изыскания Топелиуса, которые он продолжал до конца жизни, нашли отражение в книге «Старинные руны финского народа, а также современные песни» («Suomen kansan vanhoja runoja ynnä myös nykyisempiä laёluja», 1822–1831, в 5 частях), содержащей песни о Вяйнямёйнене, Ильмаринене и других героях карело-финских мифов. Э. Лённрот, считавший Топелиуса своим предшественником, впоследствии посетил места, указанные в книге (в том числе российскую Карелию); там он нашёл значительную часть рунических песен, во многом послуживших основой для эпоса «Калевала».