Танзания. Хозяйство. Транспорт
Тра́нспорт Танза́нии. Транспортная система Объединённой Республики Танзания (ОРТ) служит не только внутренним национальным потребностям, но и обеспечивает транзит пассажиров и грузов для стран, не имеющих выхода к морю: Бурунди, Малави, Руанда, Уганда, Замбия. В колониальный период формирование транспортной сети определялось в первую очередь интересами метрополии, поэтому основные транспортные магистрали имели широтное направление – к океаническим портам, через которые вывозились колониальные товары. За годы независимости были построены новые автомобильные и железные дороги, самые значимые среди них – железная дорога Танзам [Дар-эс-Салам – Капири-Мпоши (Замбия)], автодорога Танзания – Руанда, нефтепровод Танзания – Замбия. Политика правительства в области транспорта состоит в либерализации, осуществляемой через приватизацию и концессионирование. Действующие на транспорте агентства являются как государственными, так и частными. Бо́льшая часть финансирования инфраструктуры обеспечивается иностранными донорами.
Автомобильный транспорт
Автомобильный транспорт обслуживает сельские районы (где проживает большинство населения) эффективнее, чем любой другой вид транспорта. Около 75 % всех грузов страны транспортируется по автодорогам, 90 % пассажиров пользуются автомобильным транспортом (2021). Общая протяжённость трасс на материковой части Танзании около 180,8 тыс. км, из них 12,2 тыс. км – магистральные дороги, связывающие регионы ОРТ с соседними странами; 24,1 тыс. км – региональные дороги, соединяющие области с главными городами страны; около 144,5 тыс. км относятся к дорогам местного значения, связывая районные центры с деревнями (2021). На Занзибаре протяжённость дорог составляет 1140 км, из них 400 км – главные, с твёрдым покрытием; 180 км – второстепенные; 150 км – дороги к крупным поселениям; 410 км – грунтовые дороги в сельской местности (2013). Налажено дорожное сообщение с Замбией, Кенией, Руандой.
Около 60 % внутренних перевозок грузов приходится на частный сектор (2008). Из средств автотранспорта преобладает грузовой, широко задействованный в сельских районах. Дорожно-транспортные средства насчитывают (тыс. ед.): легковые автомобили – 23,8; грузовые и фургоны – 29,7; автобусы – 86,0 (2008).
Железнодорожный транспорт
Общая протяжённость железных дорог в стране составляет 4097 км, из них узкоколейная метровая (1000 мм) – 2707 км и узкоколейная капская (1067 мм) – 969 км, со стандартной шириной (1435 мм) – 421 км (2022). На островной части ОРТ железных дорог нет. Железнодорожная сеть современной Танзании состоит из двух отдельных систем, которыми управляют две различные компании. Одна из них, Tanzania Railways Corporation (TRL; 1977; государственная; штаб-квартира – в Дар-эс-Саламе), управляет двумя линиями (общей протяжённостью 2707 км) – центральной и северной.
Северная дорога Танга – Моши, построена в 1893–1911 гг. В 1929 г. она была продолжена до Аруши. Это направление связывает танзанийскую железную дорогу с кенийской и угандийской системами железных дорог.
Центральная железная дорога Дар-эс-Салам – Морогоро – Додома – Табора – Кигома (1253,7 км) строилась в 1905–1914 гг. на западном берегу озера Танганьика. Поезда этой линии перевозят пассажиров и грузы как на запад страны, так и в государства, не имеющие выхода к морю, – Бурунди, Руанду и восточную часть Демократической Республики Конго (ДРК). Позднее от этой линии были построены ветки в северо-западном и южном направлениях: в 1928 г. – до Мванзы (379,8 км; порт на южном берегу озера Виктория). Эта ветка обслуживает северную и северо-западную части страны, а также не имеющую выхода к морю Уганду. В 1946 г. построена линия от Калиуа до Мпанды (210 км); в 1958 г. – от Килосы до Микуми (70 км), в 1964 г. дорога продолжена до Кидату. В 1963 г. две основные железнодорожные магистрали страны соединены линией Руву – Мньюси (188,3 км). TRL перевезла в 2020 г. 340 тыс. т грузов и свыше 3 млн пассажиров (256 тыс. т и 290 тыс. пассажиров в 2010; 1,35 млн т и 728 тыс. пассажиров в 2000).
Вторая компания, Tanzania-Zambia Railway Authority (Tazara; 1968; штаб-квартира – в Дар-эс-Саламе; в совместном владении Танзании и Замбии), управляет дорогой Танзам, связывающей Дар-эс-Салам с Капири-Мпоши (Замбия), и обеспечивает перевозку грузов для Малави, Замбии, Зимбабве и ДРК. Дорога построена в период 1970–1976 гг. при финансовой и инженерной поддержке Китая, обошедшейся ему почти в 500 млн долл. Протяжённость магистрали составляет 1860 км, из них 969 км – в Танзании. По дороге возможно перевозить до 5 млн т грузов в год, но с 2013 г. перевозится менее 500 тыс. т.
С начала запуска сообщения по железной дороге перевезено свыше 40 млн пассажиров (2010). Из-за несовпадения ширины колеи (1067 мм) Танзам не соединена с дорогами TRL. Tazara перевезла в 2020 г. 244 тыс. т грузов и 534 тыс. пассажиров (523 тыс. т и 767 тыс. пассажиров в 2010; 58 тыс. т и около 1,3 млн пассажиров в 2000).
Трубопроводный транспорт
Функционирует в ОРТ с 1968 г., с момента пуска нефтепровода из Дар-эс-Салама в Коппербелт (Замбия). Протяжённость 1710 км. С 2004 г. действует газопровод Сонго-Сонго – Дар-эс-Салам (287 км).
Внутренний водный транспорт
Судоходство внутри страны осуществляется по единственной судоходной (в нижнем течении) реке Кагера и по озёрам. После 2006 г. управление портами Мванза, Кемондо-Бей, Мусома, Букоба (на озере Виктория), Кигома и Касанга (на озере Танганьика) и Мбамба-Бей и Итунги (на озере Ньяса) перешло к Marine Service Company (MSCL; 1997; штаб-квартира – в Мванзе). Компания располагает 14 судами, 9 из них эксплуатируются на озере Виктория, 3 – на озере Танганьика и 2 – на озере Ньяса (2022). Внутренняя навигационная сеть имеет протяжённость не менее 1,6 тыс. км (2022). Она связывает танзанийские порты на озёрах с Кенией, Угандой, ДРК, Бурунди, Замбией и Малави.
На озере Виктория судоходство обеспечивает пассажирские и грузовые перевозки для Танзании, Кении и Уганды. Главные порты – Мванза, Букоба и Мусома, имеют паромные причалы. Между Мванзой и Порт-Беллом (Уганда) действует железнодорожная паромная переправа.
На озере Танганьика главный порт – Кигома, обеспечивающий перевозку грузов и пассажиров для Танзании, Бурунди, Руанды, ДРК и Замбии. Порт Кигома имеет пропускную способность 420 тыс. т грузов в год. В порту действуют причалы для трёх судов.
Порты Итунга и Мбамба-Бей на озере Ньяса обслуживают Танзанию, Малави и Мозамбик.
Морской транспорт
Общий грузооборот морских портов ОРТ в 1975 г. составлял около 5 млн т (из них около 90 % приходилось на Дар-эс-Салам), в 2020 г. только через Дар-эс-Салам перевалено около 15 млн т грузов, перевезено 1,3 млн пассажиров и принято 1,4 тыс. судов. Дар-эс-Салам – главный морской порт Танзании, обеспечивающий 95 % объёма внешней торговли ОРТ. Он имеет 11 глубоководных причалов общей протяжённостью 2,6 км, 8 якорных стоянок для более мелких судов, 2 стоянки для танкеров: одна для судов дедвейтом 45 тыс. т, вторая – дедвейтом 150 тыс. т. Модернизированное оборудование, обеспечивающее операции с контейнерными грузами, сделало Дар-эс-Салам одним из наиболее современных портов в Африке южнее Сахары наравне с южноафриканским Дурбаном.
Другие морские порты страны – Мтвара, Танга, Занзибар, Линди, Килва-Кивиндже, Мафия. Помимо грузовых, осуществляются пассажирские перевозки между материковой частью (порты Дар-эс-Салам, Линди, Мтвара, Танга) и о. Занзибар. Торговый флот располагает 314 судами (2021). В стране действует судоходная компания Sinotaship (1967; штаб-квартира – в Дар-эс-Саламе; совместное предприятие правительств Танзании и Китая), осуществляющая перевозки между портами Танзании и государствами Юго-Восточной Азии, Восточной и Южной Африки, Красного и Средиземного морей; кроме того, функционируют Центральное бюро Танзании по фрахтованию (штаб-квартира – в Дар-эс-Саламе) и частные судоходные компании. Управление морскими портами страны осуществляет Tanzania Ports Authority.
Авиационный транспорт
Всего в стране насчитывается 166 аэродромов и взлётно-посадочных полос, из них 10 (2021) – с твёрдым покрытием. Танзания располагает тремя международными аэропортами – в Дар-эс-Саламе, Килиманджаро, Занзибаре. Аэродромы также расположены в Аруше, Букобе, Кигоме, Линди, Мванзе, Мтваре, Мусоме, Сонгве, Таборе, Танге, Шиньянге и др. Грунтовые взлётно-посадочные полосы, имеющие длину около 1 км, предназначены для использования только в сухое время года.
Аэропорт имени Джулиуса Ньерере в Дар-эс-Саламе используется как гражданской, так и военно-транспортной авиацией. Он обслуживает около 1,5 млн пассажиров в год (2021; свыше 1 млн в 2020; около 2,5 млн пассажиров в 2019). Аэродромы Мванза и Нгеренгере служат в качестве военно-воздушных баз танзанийских ВВС.
Управление гражданской авиации Танзании (TCAA; 2003; штаб-квартира – в Дар-эс-Саламе) координирует и регулирует работу воздушного транспорта страны, отвечает за безопасность полётов и за работу навигационных служб. Функционирование аэропортов находится в ведении Управления аэропортов Танзании (TAA; 1999; штаб-квартира – в Дар-эс-Саламе).
Национальный перевозчик – авиакомпания Air Tanzania (2016; государственная; штаб-квартира – в Дар-эс-Саламе; 47,7 % танзанийского рынка авиаперевозок), осуществляет большинство перевозок внутри страны и выполняет рейсы в Кению, Индию, Китай и другие страны.
Компания ZanAir (1991; государственная; штаб-квартира – в Занзибаре) обслуживает в основном туристические маршруты, связывая населённые пункты Танзании, Кении и Уганды.
Действуют частные авиакомпании, среди которых наиболее крупная (26,6 % танзанийского рынка авиаперевозок) – кенийско-танзанийская Precision Air (1993; штаб-квартира – в Дар-эс-Саламе), совершающая рейсы в 10 пунктов назначения внутри и за пределами страны.
Через международные аэропорты выполняются рейсы двух десятков иностранных авиакомпаний. Всеми авиакомпаниями, работающими в Танзании, перевезено 2,8 млн пассажиров (2020; 5,6 млн в 2019; 1,7 млн в 2010; 2,2 млн в 2005).