Судовой руль
Судово́й руль, основной элемент рулевого устройства, который создаёт при движении судна боковую гидродинамическую силу, обеспечивающую управляемость судна. По месту расположения судового руля делят на кормовые и носовые. Классический судовой руль состоит из располагаемого в потоке пера руля (работает как вертикально расположенное в потоке крыло летательного аппарата, имеющее угол атаки) и прочно соединённого с ним вертикального вала – баллера, который размещается в корпусе судна и обеспечивает возможность поворота для отклонения пера на требуемый угол перекладки; на верхней части баллера (голове) крепится румпель (одно- или двуплечий рычаг), передающий на баллер крутящий момент от привода рулевой машины или штурвального колеса. Как правило, перо руля имеет двояковыпуклый профиль (представляет собой полую хорошо обтекаемую конструкцию из наружной обшивки и внутренних профилированных рёбер жёсткости, для обеспечения водонепроницаемости внутреннее пространство пера руля обычно заполняется инертными материалами), в простейших случаях может выполняться в виде пластины. Наиболее эффективным является перо руля прямоугольной формы с максимально возможным удлинением. Однако при сложной форме корпуса в месте установки судового руля, с целью создания единого удобообтекаемого комплекса (корпус – гребной винт – судовой руль), форма пера руля может быть другой. Также в зависимости от особенностей формы корпуса судовые рули могут быть небалансирными (ось баллера проходит через переднюю часть пера) или балансирными (ось баллера смещается к средней части пера).
Различают судовые рули подвесные (опоры баллера располагаются только в корпусе) или с подпятником, представляющим собой дополнительную опору в нижней части пера, что понижает нагрузку на баллер и защищает руль от повреждений при посадке на мель. Практика эксплуатации судов породила множество усовершенствований судового руля. Имеются судовые рули с поворотными закрылками, рули с раскрывающимися навстречу потоку перьями (повышают тормозные качества судна), на речных судах применяются многоперьевые комплексы с эксцентрично расположенными относительно баллера перьями. Используются судовые рули с вертикально поворотными опускающимися перьями, расположенными в вертикальных нишах под постоянным углом атаки, рули, шарнирно поворачивающиеся относительно горизонтальных осей, и др.