Судоподъёмник
Судоподъёмник, сооружение для перемещения судов с одного уровня на другой. Применяется на внутренних водных путях для пропуска судов через плотины, в качестве судопропускных сооружений в составе гидроузлов или на межбассейновых судоходных каналах (вместо шлюзов), а также для спуска судов или их подъёма из воды с целью осмотра и ремонта подводной части (т. н. промышленные судоподъёмники).
На водных путях сооружают вертикальные (поршневые, поплавковые, канатные) и наклонные судоподъёмники. Поршневые судоподъёмники (наиболее распространены) строят при напоре воды до 20 м; состоят из камеры с торцевыми воротами, опирающейся на вертикальные гидроцилиндры, которая стыкуется с мостом-каналом; через ворота канала и камеры судно выходит из камеры или входит в неё. После вертикального перемещения камеры с судном она стыкуется с другим мостом-каналом, и операция повторяется.
Наклонные (продольные и поперечные) судоподъёмники применяются при пологом рельефе местности; судно размещают на специальных тележках или в судовозной камере. Примером продольно-наклонного судоподъёмника может служить судоподъёмник на реке Енисей, перемещающий суда через плотину Красноярской ГЭС. Судовозная камера с судном вначале движется по наклонным путям к верхнему уровню плотины, где поворачивается на разворотном круге и перемещается вниз по наклонным путям на другой стороне плотины до совпадения уровня воды в камере с уровнем забортной воды, после чего судно выводится из камеры. К промышленным судоподъёмникам относятся слипы и вертикальные судоподъёмники, представляющие собой платформу, несущую судно, которая перемещается вертикально. Такие судоподъёмники оснащаются гидравлическими домкратами или электрическими лебёдками; их грузоподъёмность составляет от нескольких тонн до десятков тысяч тонн. Например, крупный судоподъёмник верфи города Пусан (Республика Корея) имеет грузоподъёмность 28 тыс. т, размер платформы 180 × 35 м, платформу синхронно поднимают на тросах 92 лебёдки грузоподъёмностью 370 т.