Социально-демографический портрет россиян, участвующих в благотворительной деятельности
Социально-демографический портрет россиян, участвующих в благотворительной деятельности. Зарубежные исследования частных пожертвований в различных странах мира установили зависимость между участием в благотворительности и такими факторами, как возраст, образование, уровень дохода, религиозная принадлежность, наличие семьи и детей (Bekkers R. Who gives? A literature review of predictors of charitable giving. Part one: religion, education, age and socialisation / R. Bekkers, P. Wiepking // Voluntary Sector Review. 2011. Vol. 2, № 3. P. 337–365; Wiepking P. Who gives? A literature review of predictors of charitable giving. Part two: gender, marital status, income, and wealth / P. Wiepking, R. Bekkers // Voluntary Sector Review. 2012. Vol. 3, № 2. P. 217–245). Результаты российских социологических исследований в целом соответствуют зарубежным данным. Всероссийский опрос населения (N = 41 500; 2009), показал, что максимальная вовлечённость в денежные пожертвования характерна для людей в возрасте 31–45 и 46–60 лет. Это объяснимо, т. к. возраст в определённой мере отражает социальное положение и финансовые возможности человека. Вовлечённость россиян в денежные пожертвования зависит от уровня образования: чем он выше, тем чаще человек делает денежные пожертвования. Прямая зависимость обнаруживается между участием в благотворительности и материальным положением респондента. Люди, считающие, что их доход позволяет им заниматься благотворительной деятельностью, принадлежат, как правило, к высокоресурсным категориям населения с более высоким уровнем образования и дохода, высокой субъективной оценкой уровня своего материального положения. В отличие от зарубежных стран, в России благотворительность слабо связана с деятельностью религиозных учреждений (Мерсиянова И. В. Денежные пожертвования – наиболее массовая филантропическая практика / И. В. Мерсиянова, Л. И. Якобсон // Потенциал и пути развития филантропии в России. Москва, 2010. С. 187–221).