Соловьёв Павел Александрович
Соловьёв Па́вел Алекса́ндрович [14(27).6.1917, деревня Алекино Кинешемского уезда Костромской губернии, ныне в черте г. Заволжск, Ивановская область – 13.10.1996, Пермь], советский и российский конструктор авиационных двигателей, один из пионеров газотурбинного двигателестроения в СССР. Герой Социалистического Труда (1966). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1973). Член-корреспондент Академии наук СССР (1981).
В 1940 г. с отличием окончил Рыбинский авиационный институт по специальности «авиационные двигатели» и по путёвке Народного комиссариата авиационной промышленности СССР поступил на работу в опытно-конструкторское бюро А. Д. Швецова на заводе № 19 (в последующем – ОКБ-19, ныне – АО «ОДК-Авиадвигатель») г. Молотов (ныне г. Пермь).
В годы Великой Отечественной войны при его непосредственном участии создан ряд поршневых двигателей воздушного охлаждения – АШ-82, АШ-82Ф, АШ-82ФН, АШ-83, которыми оснащались истребители Ла-5 и Ла-7, штурмовик Су-2, пикирующие бомбардировщики Пе-2 и Ту-2, дальний бомбардировщик Пе-8. В послевоенный период участвовал в работах по созданию двигателя АШ-73ТК для стратегического бомбардировщика Ту-4, а также в разработке проектов сверхмощных поршневых двигателей АШ-2К и АШ-3К. В 1948 г. назначен заместителем главного конструктора ОКБ-19. Руководил адаптацией военных поршневых двигателей для самолётов и вертолётов транспортной авиации (АШ-82ФН – для Ил-12, АШ-62ИР – для Ан-2, АШ-82Т – для Ил-14, АШ-82В – для вертолётов Ми-4 и Як-24). Одновременно с этим в ОКБ-19 велась разработка опытного турбореактивного двигателя АШ-РД-100.
В 1953 г. назначен главным конструктором ОКБ-19, которое постепенно переходило от выпуска и модернизации поршневых двигателей разработки Швецова к созданию перспективных газотурбинных двигателей.
В 1953–1956 гг. руководил разработкой ряда проектов перспективных авиадвигателей различных схем: турбовинтовой (Д-19), прямоточный воздушно-реактивный, жидкостный реактивный. В 1955 г. по инициативе Соловьёва начата разработка двухконтурного реактивного двигателя Д-20.
В 1959–1989 гг. под руководством Соловьёва (в 1981 назначен генеральным конструктором ОКБ-19) созданы двигатели для нескольких типов отечественных самолётов и вертолётов, в том числе: первый отечественный двухконтурный турбореактивный двигатель Д-20П, который по основным характеристикам значительно превосходил аналогичные западные разработки (серийные модификации Д-20П устанавливались на пассажирском самолёте Ту-124); первый в мире газотурбинный вертолётный двигатель Д-25В для тяжёлых вертолётов Ми-6 и Ми-10; двухконтурный сверхзвуковой высокотемпературный двигатель для самолёта-разведчика П. В. Цыбина (разработка этого двигателя была остановлена в связи с закрытием темы в 1960); высокоэкономичный двигатель Д-30 для пассажирского самолёта Ту-134, который в течение долгого времени имел наилучшие характеристики по уровню комфорта в салоне; многорежимный двигатель Д-30Ф6 для дальнего многоцелевого перехватчика МиГ-31, а также модификации этого двигателя для высотного самолёта М-55 «Геофизика» и экспериментального истребителя с крылом обратной стреловидности Су-47 «Беркут»; двигатель Д-30КУ для пассажирских самолётов Ил-62М и Ту-154М; двигатель Д-30КП для семейства военно-транспортных и грузовых Ил-76МД/ТД; семейство двигателей ПС-90 для дальнемагистральных самолётов Ил-96-300, Ил-96-300ПУ (специальное исполнение), Ил-96-400Т (транспортный), Ту-204, Ту-204-100, Ту-204-300, Ту-204СМ, Ту-204С (грузовой), Ту-214 и его модификации.
В целом с начала 1950-х гг. до начала 1990-х гг. под руководством Соловьёва было разработано и запущено в серийное производство не менее 15 газотурбинных авиадвигателей и их модификаций различных схем и назначений.
В период наиболее интенсивного развития авиасообщения двигатели Соловьёва обеспечивали более 40 % всех авиаперевозок в СССР.
Научные разработки Соловьёва, реализованные в серийных изделиях, во многом определили уровень отечественного и мирового двигателестроения. В 1960 г. он становится профессором, а затем заведующий кафедрой авиадвигателей Пермского политехнического института. При его непосредственном участии сформирована уникальная пермская конструкторская школа двигателестроения, которая специализируется на создании газотурбинных двигателей для авиации и других отраслей промышленности. Более 900 промышленных установок, созданных на базе авиадвигателей конструкции Соловьёва, используются ведущими нефтегазодобывающими и энергетическими компаниями РФ.
Государственная премия СССР (1968), Ленинская премия (1978).
Награждён орденами Ленина (1957, 1966, 1976, 1982), Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалью «За трудовую доблесть», двумя почётными грамотами Президиума Верховного Совета РСФСР и др.
Депутат Верховного Совета СССР (1970–1989). Почётный гражданин г. Пермь.