«Сноб» (медиапроект)
«Сноб» (медиапроект), российский медиапроект, включающий сайт, систему блогов и печатный журнал. Запущен в конце 2008 г. журналистом В. Е. Яковлевым и профинансирован группой ОНЭКСИМ предпринимателя М. Д. Прохорова. Изначально позиционировался как социальная сеть «глобальных русских» – русскоязычной элиты из всех городов мира. Название «Сноб» расшифровывается как «состоявшиеся, независимые, образованные, благополучные».
Изначально идея проекта состояла в том, чтобы создать элитный клуб для обеспеченных мыслящих россиян и выходцев из России, поэтому сайт был закрытым. Годовая подписка стоила 350 долл. За эти деньги человек мог читать портал, комментировать материалы, участвовать в дискуссиях, получать по почте бумажный журнал и посещать закрытые мероприятия «Сноба». Помимо «глобальных русских», способных платить 350 долл. в год за членство, редакция пригласила в проект знаменитых писателей, артистов, учёных, лидеров мнений. Со «Снобом» сотрудничали литератор В. Г. Сорокин, музыкант Д. А. Хворостовский и т. д.
Проект представлял собой нечто среднее между социальной сетью и СМИ: часть материалов по заказу редакции писали журналисты и литераторы, часть производили участники сообщества (Кононов. 2011).
Для того чтобы членам клуба было удобнее выступать на сайте с мнениями, в редакции была введена специальная должность – лиазон. Лиазон выполнял функции корреспондента и пресс-секретаря. Если кто-то из членов клуба мог высказать мнение в дискуссии, лиазон звонил этому человеку, записывал его комментарий, оформлял и помещал под его именем в блоге на сайте. За каждым лиазоном было закреплено приблизительно 25 членов клуба, с которыми нужно было развивать доверительные отношения в расчёте на то, что спикеры станут делиться эксклюзивной информацией. Лиазонами «Сноба» работали такие журналисты, как М. Семендяева и К. Чудинова (Акимов. 2009).
«Сноб» запущен в разгар экономического кризиса 2008 г., когда многие редакции были вынуждены сокращать штаты и снижать зарплаты. В отличие от большинства СМИ, столкнувшихся с финансовыми проблемами, «Сноб» был готов платить журналистам и членам редакции высокие зарплаты и гонорары. Сообщалось о зарплатах в тысячи и десятки тысяч долларов (Сноб уходит. 2011).
На первых этапах работы проекта руководители регулярно изменяли формат и требования к текстам. Известным колумнистам приходилось несколько раз переписывать колонки, чтобы выполнить правила редакции. Так, журналистка Е. Костылева, работавшая в «Снобе» редактором, утверждала, что правила подготовки колонок постоянно менялись и излагались ей без пояснений в форме директив (Сноб уходит. 2011).
В 2009 г. руководство проекта приняло решение открыть часть материалов и дискуссий на сайте для сторонних читателей. «Сноб» начал функционировать и как традиционное медиа.
В 2011 г. издание пережило скандал, связанный с модерацией комментариев (Коняев. 2011). Группа участников клуба, среди которых были артист И. И. Охлобыстин и художник М. К. Кантор, объявили о выходе из проекта в связи с ущемлением свободы слова. Они заявили, что редакция всегда настаивает на «антироссийской» точке зрения. Бывшие участники проекта заявили, что только смена редакции позволит им вернуться. Через некоторое время «Сноб» покинула журналистка М. А. Гессен, которую обвиняли в нарушении принципов равноправной дискуссии. Немного позднее проект покинул и сам В. Е. Яковлев.
В 2012 г. медиагруппу «Живи!», в которую помимо «Сноба» входили издания F5 и «Русский пионер», возглавил журналист Н. Ф. Усков. После расформирования «Живи!» в 2013 г. он стал главным редактором «Сноба», которым проработал до 2016 г.
В 2017 г. генеральный директор «Сноб Медиа» М. А. Геворкян выкупила «Сноб» у ОНЭКСИМа. С тех пор сайт не позиционируется как издание для бизнес-элиты или социальная сеть для высокообеспеченных эмигрантов. Тем не менее за 25 тыс. руб. любой желающий может стать членом клуба «Сноба»: посещать мероприятия, публиковать свои записи на сайте, получать бумажный журнал, а также скидки в магазинах и ресторанах.
Одна из привилегий членов клуба – возможность голосовать за номинантов длинного списка премии «Сноба» «Сделано в России». Лонг-лист формируют редакция и экспертные советы, а голосуют за него участники проекта «Сноб». Из короткого списка победителей могут выбирать все читатели.
6 марта 2022 года был заблокирован на территории России, 7 марта блокировка была снята.