Система рельсового общественного транспорта в Стамбуле
Система рельсового общественного транспорта в Стамбуле. Рельсовый общественный транспорт Стамбула включает в себя метро, трамвай, фуникулёр, пригородные железные дороги. Протяжённость городского рельсового транспорта (метро, трамвай, фуникулёр, канатная дорога, пригородное сообщение) в 2023 г. составляет 321,40 км. К 2030 г. планируется достигнуть протяжённости 685,26 км.
Метро, трамвай и фуникулёр управляются компанией Metro İstanbul (1988). В её ведении находится и канатная дорога – ещё один вид общественного транспорта в Стамбуле. В 2022 г. всего перевезено 758 млн пассажиров, из них более 542 млн воспользовались метро, 207,8 млн – трамваем, 5,5 млн – фуникулёром, 2 млн – канатной дорогой. В среднем ежедневно рельсовым транспортом (метро, трамваем, фуникулёром, пригородным сообщением) в Стамбуле пользуются 2,5 млн человек. Для проезда используется карта İstanbulkart.
В 2023 г. в стамбульском метро действуют 11 линий (6 из них находятся на стадии продления, строятся 7 новых). Первый участок Аксарай – Коджатепе линии М1А введён в эксплуатацию в 1989 г.
Линии Стамбульского метрополитена, 2023 г.
Наименование линии | Конечные станции | Даты открытия первого участка | Длина линии, км | Число станций (в том числе наземные) | Пассажирооборот, тыс. человек в день |
М1А | Еникапы – Ататюрк – Хавалиманы | 1989 | 26,8 | 13 | 400 |
M1B | Еникапы – Киразлы | 1989 | 26,8 | 23 | 400 |
М2 | Еникапы – Сейрантепе – Хаджыосман | 2000 | 23,49 | 16 | 500 |
М3 | Киразлы – Башакшехир | 2013 | 18 | 13 | – |
M4 | Кадыкёй – Сабиха Гёкчен Хавалиманы | 2012 | 33,5 | 23 | – |
M5 | Ускюдар – Чекмекёй (беспилотная) | 2017 | 20 | 16 | 220 |
M6 | Левент – Богазичи Университеси / Хисарюстю | 2015 | 3,3 | 4 | 20 |
М7 | Йылдыз – Махмутбей (первая беспилотная линия в европейской части) | 2020 | 20 | 17 | – |
М8 | Бостанджы – Дудуллу – Парселлер (беспилотная) | 2023 | 14,27 | 13 | 43,3 тыс. человек в час |
М9 | Бахарие – Олимпият | 2021 | 6 | 5 | 9,2 |
М11 | Кагытхане – Истанбул Хавалиманы | 2023 | 34 | 7 | – |
В городе развито трамвайное сообщение (данные на 2023): линии T1 Кабаташ – Багджылар (1992; 31 остановка, протяжённость 19,3 км, пассажирооборот 320 тыс. человек в день), Т3 Кадыкёй – Мода (2003; 11 остановок, 2,6 км, 5 тыс. человек), Т4 Топкапы – Месджид-и-Селам (2007; 22 остановки, 15,3 км, 190 тыс. человек), Т5 Джибали – Алибейкёй-Джеп-Отогары (2021; 12 остановок, 8,8 км, 50 тыс. человек). С 1990 г. в городе ходит Ностальгический трамвай (от площади Таксим до «Тюнеля») под кодом Т2. Строятся 2 новые линии – Т и Т5 (2023).
Работает фуникулёр: линия F1 Таксим – Кабаташ (2006; 2 станции, 0,64 км, пассажирооборот 35 тыс. человек в день), линия F4 Богазичи Университеси / Хисарюстю – Ашиян (2022; 2 станции, 0,8 км, 4 тыс. человек в день).
Функционирует канатная дорога: линия TF1 Мачка – Ташкышла (1993; длина 347 м; пассажирооборот 1 тыс. человек в день), линия TF2 Эюп – Пиер-Лоти (2005; 2 станции, 384 м, пассажирооборот 4 тыс. человек в день).
Пригородные железные дороги находятся в ведении государственного оператора TCDD (Türkiye Cumhuriyeti Devlet Demiryolları; Турецкая государственная железная дорога). Действуют 2 линии пригородного сообщения: B1 Халкалы – Гебзе («Мармарай»; протяжённость 76,6 км, 43 станции) и B2 Халкалы – Бахчешехир (2 станции). 29 октября 2013 г., в 90-ю годовщину Турецкой Республики, состоялось открытие глубоководного погружного тоннеля «Мармарай». Тоннель пролегает по дну Босфора и соединяет европейскую и азиатскую части города от станции Халкалы до станции Гебзе (всего 43 станции). Его протяжённость составляет 13,6 км, глубина залегания 55 м ниже уровня моря.
Действует исторический подземный фуникулёр «Тюнель» (1875; 2 станции).