Сикар Морис-Иван
Сика́р Мори́с-Ива́н (Maurice-Yvan Sicard; настоящее имя Морис-Ив, Maurice-Yves; литературный псевдоним Сен-Польен, Saint-Paulien) (21.4.1910, Ле-Пюи, департамент Верхняя Луара – 10.12.2000, Жарнак, департамент Шаранта), французский политический деятель, журналист, писатель.
Сын офицера, погибшего в Первую мировую войну 1914–1918 гг. С 10 лет жил в Париже и обучался за государственный счёт в лицее Кондорсе. По окончании лицея преподавал французский язык, затем занялся журналистикой. В 1-й половине 1930-х гг. придерживался левых взглядов, резко критиковал французских правых («Аксьон франсез» и др.) и германских национал-социалистов. В 1936 г. вступил во Французскую народную партию (ФНП; член Политбюро с 1938), редактировал газеты движения La Liberté и L’Émancipation nationale. Под влиянием Ж. Дорио стал противником войны с Германией. В 1939 г. мобилизован. После демобилизации в 1940 г. вернулся к политической деятельности, выступал за сотрудничество с Германией в деле создания «новой Европы».
С 1942 г. секретарь прессы и пропаганды ФНП; член директората, руководившего партией в отсутствие Дорио. В 1944 г. вместе с руководством партии эмигрировал в Германию. Политический заместитель Дорио как главы Комитета освобождения Франции, созданного 6 января 1945 г. После поражения Германии бежал в Испанию, где получил политическое убежище. В 1945 г. заочно приговорён французским судом к пожизненным принудительным работам. В 1957 г. сдался французским властям и был амнистирован.
В эмиграции оставил политическую деятельность, не изменив своих взглядов, и занимался литературой. Выступал под псевдонимом Сен-Польен, раскрытым для читателей только после его амнистии. Среди его романов наибольшую известность получили «Мертвые львы» («Les lions morts», 1958) о французских добровольцах войск СС и «Адольф Гитлер. Почему я проиграл войну. Замогильные записки» («Pourquoi j'ai perdu la guerre par Adolf Hitler. Mémoires d'outre tombe», 1968), вымышленная автобиография А. Гитлера. «История коллаборационизма» («Histoire de la collaboration», 1964) сочетает обширный фактический материал и личные свидетельства с тенденциозностью изложения и оценок.
Автор книг об Испании, её истории и культуре: «Солнце мёртвых. (Сцены испанской жизни)» («Le soleil des morts. (Scènes de la vie espagnole)», 1953), «Веласкес и его время» («Velasquez et son temps», 1961), «Гойя, его время, его герои» («Goya, son temps, ses personnages», 1965; премия Шарля-Блана, 1966), «Дон Жуан, миф и реальность» («Don Juan, mythe et réalité», 1967; премия Альфреда-Не, 1968), «История корриды» («Histoire de la corrida», 1968) и др. Позднее обратился к темам французской истории: «Наполеон Бальзак, или империя Человеческой комедии» («Napoléon Balzac ou l'empire de la Comédie humaine», 1979), «Робеспьер, или опасности добродетели» («Robespierre ou les dangers de la vertu», 1984).