Штандорт
Шта́ндорт (от нем. Standort – местоположение), оптимальная локализация предприятий, используется в теориях размещения производства (штандортных теориях). Термин «штандорт промышленного предприятия» введён В. Лаунхардтом (1888) в рамках разработанной им штандортной теории, развёрнутые положения которой были в дальнейшем сформулированы А. Вебером (1909). Теория первоначально была направлена на решение задачи о наиболее выгодном размещении промышленного предприятия, использующего сырьё из двух разных мест и обслуживающего рынок, находящийся в третьем месте. Она известна как «локационный треугольник Лаунхардта», или «треугольник Вебера», в котором Вебер дополнительно учитывал стоимость рабочей силы и т. н. агломерационный эффект (экономическую выгоду от территориальной концентрации производств и других экономических объектов в городах и агломерациях, в относительно близких друг от друга пунктах). Отход от чисто геометрических решений предпринял шведский экономист Т. Паландер (1935), использовавший как изодапаны – линии, соединяющие точки с одинаковыми издержками производства, так и другие изолинии для выявления местных различий в издержках. Нахождение штандорта возможно в пространстве с несколькими переменными в фиксированных точках. В более сложных случаях необходимо использовать методы, основанные на линейном программировании Л. В. Канторовича. При решении задач размещения большого числа предприятий требуется применение стохастических моделей, цепей Маркова и других вероятностных подходов. Предпринимались попытки использовать штандортную теорию при народно-хозяйственном планировании в СССР. Максимизация прибыли при оптимальном размещении производства достигается в экономическом ландшафте.