Шпалерная развеска
Шпале́рная разве́ска (салонная развеска), способ экспонирования картин, при котором они располагаются максимально близко друг к другу в несколько рядов, занимая всю поверхность стены или бо́льшую её часть наподобие шпалеры. Для удобства обозрения произведения верхнего яруса могут размещаться под углом к стене.
Такая развеска использовалась преимущественно в конце 16 – конце 19 вв. для экспонирования и хранения коллекций произведений искусства и оформления интерьеров, а также при организации выставок (например, парижского Салона – отсюда возникло её второе название «салонная развеска»). Цель такого способа показа картин – организация плоскости стены и интерьера в целом, а не демонстрация особенностей каждого из произведений; при работе над картиной художник мог корректировать колорит и сюжет ради её интеграции в такую развеску, формат и размер могли менять и сами владельцы, подворачивая или обрезая холст. В 20 в. на выставках шпалерная развеска сменилась размещением произведений на расстоянии друг от друга, как правило, не более чем в 1–2 ряда, за исключением реконструкции исторических приёмов экспонирования; такая развеска сохраняется в частных интерьерах, в том числе как элемент дизайна.