Ши Мишелен
Ши Мишеле́н (Мишелен Чи, Michelene Chi; Микки Ши, Micki Chi) (род. 1950, Чиангмай, Таиланд), психолог-исследователь в области когнитивных наук и психологии обучения, специалист в области образования. Директор Лаборатории обучения и познания в Университете штата Аризона, профессор. Согласно профилю Google Scholar, общее количество цитирования работ Ши превышает 60 тыс. Количество работ составляет более 100. Индекс Хирша равен 75.
Эмигрировала в США, где получила гражданство в 16 лет. В 1970 г. получила степень бакалавра математики, а в 1975 г. – степень доктора философии в области психологии в Университете Карнеги – Меллона.
Во время обучения в бакалавриате (1970–1974) работала стажёром в исследовательской группе когнитивного развития при факультете психологии в Университете Карнеги – Меллона. Далее год работала стажёром в исследовательской группе при факультете психологии в Университете Орегона, затем несколько лет – в Питтсбургском университете на разных должностях, научных: занимала позицию постдока (Post-Doctoral Fellow – должность, предоставляемая во время прохождения постдокторантуры; 1975–1977), прошла путь от младшего до старшего научного сотрудника (1977–2008) – и преподавательских: прошла путь от младшего до полного профессора психологии (1982–1990) работала профессором психологии (1990–2008), руководила аспирантурой по когнитивистике (1994–1998). В 1996–2001 гг. Ши работала временным преподавателем (Adjunct Faculty Member) в Медицинском центре Питтсбургского университета.
С 2008 г. работает в Университете штата Аризона. Начала работу в качестве профессора, затем занимала должность директора Института наук в области обучения в составе университета. С 2015 г. профессор наук и обучения имени Дороти Брей (в некоторых университетах реализуется система именной профессуры – должность профессора именуется в честь знаменитого деятеля), а с 2018 г. – профессор-регент в этом же университете.
В 2003 г. стала одной из 7 первых членов Общества когнитивных наук. Ши также является членом Национальной академии образования (избрана в 2010) и Американской академии искусств и наук (принята в 2016). В 2015 г. получила премию Эдварда Ли Торндайка за выдающийся вклад в образование от Американской психологической ассоциации. В 2019 г. была удостоена премии Дэвида Э. Румелхарта. Член редакционных коллегий журналов: Cognitive Development (1985–1990), Human Development (1987–1992), Cognitive Science (1993–1997), Journal of the Learning Sciences (2000–2003) и др.
Специализируется в области когнитивных моделей обучения. Её исследовательские интересы можно разделить на 3 направления. Первая область исследований – процесс обучения. Ши изучала, как студенты разбираются в концепциях STEM (наука, технология, инженерия и математика) и как можно улучшить этот процесс обучения. Она разработала теорию ICAP (Interactive-Constructive-Active-Passive; Chi. 2014), которая описывает 4 вида взаимодействия обучающихся с учебными материалами: интерактивное, конструктивное, активное и пассивное. На интерактивном уровне обучающиеся создают совместное знание, которое превосходит знания каждого из участников команды. В качестве примеров интерактивного взаимодействия можно привести публичные споры (дебаты или обмен вопросами и ответами) на понимание материала между партнёрами. Конструктивное взаимодействие заключается в том, что обучающиеся создают совместное знание, дополнительно привлекая личный опыт и знания из других сфер, выходящие за рамки образовательной программы. Например, создание интеллект-карт, обсуждение ключевых проблем текста или видео. Активное взаимодействие подразумевает, что учащиеся напрямую манипулируют учебным материалом – например, конспектируют лекцию или выделяют важную информацию в тексте, но не производят нового знания. При пассивном взаимодействии обучающиеся воспринимают информацию, но никак не взаимодействуют с ней напрямую – например, слушают лекцию или читают текст.
Ещё одна из ключевых идей Ши – концепция самообъяснения (self-explaining) (например, Self-Explanations ... 1989; Eliciting self-explanations improves understanding ... 1994). Это конструктивная деятельность, при которой учащийся объясняет сам себе изучаемый материал в процессе изучения. Исследования Ши показали, что самообъяснение способствует лучшему пониманию и усвоению учебного материала.
Вторая линия исследований – ментальные модели (например, Chi. 1994; Chi. 2005). Ши пытается ответить на вопрос: почему обучающимся так сложно освоить научные концепции (например, работу электрического тока, теплопередачу и т. д.)?
Третье направление исследований сосредоточено на оценке эффективности разных методов обучения (например, Chi. 2007). Также несколько исследований Ши посвящены вопросам сотрудничества в области обучения и инноваций (например, Chi. 2014).