Шейпер-Хьюз Нэнси
Ше́йпер-Хьюз Нэ́нси (Nancy Scheper-Hughes) (род. 25.9.1944, Нью-Йорк), американский медицинский антрополог и представитель критической социальной теории, общественный деятель.
Родилась в семье эмигрантов. После окончания школы работала санитаром-волонтёром при небольшой больнице в Альто-ду-Крузейру штата Пернамбуку в Бразилии, в составе Корпуса мира (1964–1966), после чего приняла решение получить высшее образование. Изучала антропологию в Калифорнийском университете в Беркли, где получила степени бакалавра (1970) и доктора философии в области антропологии (1976). Стажировалась в Гарвардском университете (1979–1980). Преподавала антропологию в Южном Методистском университете, (Даллас; 1976–1979), университете Северной Каролины (г. Чапел-Хилл; 1979–1982), Калифорнийском университете (г. Беркли, 1982 – доныне). Руководила докторской программой по медицинской антропологии (1986–2010), центром Латиноамериканских исследований (1992–93) и кафедрой антропологии (1995–1997) в Беркли.
Проводила полевые исследования в Ирландии, Бразилии, ЮАР, США и других странах. Награждена медалями имени Маргарет Мид (1980) и Рудольфа Вирхова (2003). Известна как участница целого ряда общественных движений: за гражданские права сельскохозяйственных рабочих, против эскадронов смерти, за права бездомных детей, за права бездомных душевнобольных, против исследований по ядерному оружию в Ливерморской национальной лаборатории Лоуренса (Lawrence Livermore National Laboratory) в США. Известна своими исследованиями по социальной теории телесности, голода, болезни, медицины, психиатрии, безумия, социального страдания, насилия и геноцида. Ввела в научный оборот термины «мыслящее тело» (совместно с М. Лок), «политическая экономия эмоций», «этика жизни в одной лодке», «неоканнибализм», «геноцидальный континуум», «воинствующая антропология» и «антропология, твёрдо стоящая на ногах».
В 1974–1975 гг. исследовала вопрос о причинах увеличения числа случаев шизофрении в Ирландии, в связи с чем ей удалось показать влияние социокультурных и политико-экономических факторов на практику постановки медицинских диагнозов и масштаб распространения психических заболеваний. Шейпер-Хьюз показала, что диагноз шизофрения обычно ассоциировался с западным регионом, статусом мужчины, сельским хозяйством, депопуляцией, затворничеством и безбрачием. Вступление Ирландии в Европейский экономический союз в 1973 г. усилило миграцию деятельного молодого населения, особенно женщин, в города, но кризисные явления в сельском ирландском обществе были отмечены уже в 1950-е гг., отражением чего стал рост числа пациентов психиатрических больниц из числа одиноких сельских мужчин среднего возраста, злоупотребляющих алкоголем. Согласно Шейпер-Хьюз, распространение случаев шизофрении в «стране поэтов и святых» в 3-й четверти 20 в. стало следствием глобализации, приведшей к разрушению аграрной экономики Ирландии, тесно связанной с торгово-индустриальными центрами западного мира и поставляющей ему человеческие ресурсы, а также результатом исчезновения традиционного семейного уклада в условиях добровольной культурной изоляции – отчуждения ирландцев-католиков от англоязычного населения. Шейпер-Хьюз предложила рассматривать изучаемый ею феномен не только как медицинский диагноз для личных проблем отдельных одиноких ирландцев, но и как социальный диагноз целого общества, находящегося в состоянии кризиса.
В 1982–1989 гг. Шейпер-Хьюз изучала культуру обитателей трущоб Пернамбуку в северо-восточной Бразилии в связи с проблемой высокого уровня детской смертности в семьях сельскохозяйственных рабочих. Она показала, что её основными причинами стали банальные инфекции и хроническое недоедание в совокупности с безработицей, антисанитарией и дефицитом питьевой воды. Указала, что в антропологическом плане голод и болезни являются наследием колониального прошлого, которое продолжает давать о себе знать и в современный период бразильской истории. В ходе исследования отказалась от культурного релятивизма, свойственного западной социальной науке, в пользу анализа в нравственных и политических категориях. Пришла к пониманию, что важным источником культурного сопротивления практикам повседневного насилия и способности переносить страдания для потомков африканских рабов на «сахарных землях» является карнавал – время, когда человеческая плоть может сопротивляться смерти.
Работая в Бразилии, Шейпер-Хьюз также обратилась к исследованию проблем материнского отчуждения и эмоционального безразличия матерей к детям, вызванного ужасными условиями существования в городских трущобах. Ею была описана стратегия материнского выбора – предоставления любви и заботы только жизнеспособным детям за счёт детей, обречённых на умирание. Из этих исследований позже сложилась новая большая сфера её научных интересов – культурные политики детства и разнообразные формы насилия против детей. В 1990-е гг. в поле зрения Шейпер-Хьюз попали практики сексуального унижения в католических семьях и школах, «незаметные» войны против беспризорных детей и подростков, полицейское насилие и террор со стороны эскадронов смерти – как в переходных обществах (Бразилия и ЮАР), так и в развитых (США).
В 1999 г. Шейпер-Хьюз создала общественно-научную сеть по сбору информации о незаконной торговле донорскими органами, благодаря которой сотрудниками ФБР было арестовано несколько международных преступных групп торговцев органами в США и Израиле. В 2008 г. в рамках программы «HARDtalk» телеканала BBC подвергла критике существующие практики трансплантационного туризма и некоторые правительственные меры по введению контроля в сфере приобретения донорских органов. Показала, что такие меры ведут к коррумпированию всей этой сферы, поскольку торговцы органами всегда заинтересованы в том, чтобы удовлетворять потребности богатых покупателей. Её собственная позиция состоит в том, что донорами должны быть лишь добровольцы из числа членов семьи и друзей. Охарактеризовала стремление пациентов, ожидающих органы, как «новую форму товарного фетишизма». Утверждала, что в постмодернистском обществе потребления старое требование быть добродетельным в страдании и милосердным в момент умирания превращается в абсурд. Рекомендовала исключать из списков в листах ожидания младенцев и пациентов старше 70 лет, на долю которых приходится значительная часть донорских органов. В разное время исполняла обязанности консультанта Департамента юстиции США (2010–2011), Управления по правовым вопросам ООН (2010) и полиции г. Дурбан в ЮАР (2003 – доныне) по вопросам профилактики незаконной торговли органами.
Провозгласив идею «воинствующей антропологии», выступила за то, чтобы социальные науки имели критическую и прикладную направленность, были инструментом борьбы за права человека, противодействовали насилию, эксплуатации и геноциду.