Шашка Врангеля
Шашка Врангеля. Декабрь 1919 г. В Ростове-на-Дону, занятом войсками Кавказской армии Вооружённых сил Юга России под командованием генерала-лейтенанта барона П. Н. Врангеля, в цирковой программе театра-цирка купцов А. П. и П. Д. Машонкиных выступал с сольным номером джигит-наездник Алибек Кантемиров. Одно из представлений посетил в сопровождении адъютанта Врангель, прозванный «Чёрным бароном» за свою повседневную (с сентября 1918) форму одежды – чёрную казачью черкеску с газырями.
Исполняя первый заезд, Алибек почувствовал, что его лошадь, будто чего-то опасаясь, отпрыгивает от барьера около главного прохода. Проезжая полкруга по манежу и приветствуя публику, артист пытался понять причину поведения лошади: ему предстояло совершить ещё пять заездов с исполнением сложных и травмоопасных трюков, и нервное поведение лошади могло привести к трагедии. Оказалось, что у сидящей в первом ряду зрительницы в руках был ридикюль, сверкающий камнями, блеск которых слепил лошадь. Выходя на второй заезд, Алибек увидел, что адъютант Врангеля подошёл к капельдинеру и сделал ему замечание; по его просьбе дама убрала сумочку.
Алибек продолжил выступление, исполнив соло практически весь репертуар джигитовки групповых конных номеров, и стал единственным артистом программы, кому аплодировал Врангель. Барон, в прошлом корнет лейб-гвардии Конного полка, считался одним из лучших кавалеристов своего времени и большим знатоком лошадей. Он сразу увидел испуг лошади и определил его причину.
На следующий день в цирк явился адъютант Врангеля и в знак уважения к мастерству наездника вручил Алибеку от барона шашку Златоустовской оружейной фабрики, с вензелем императора Николая II на обушке.
Алибек очень дорожил этим подарком и не расставался с ним. Так, шашка сопровождала все гастроли труппы джигитов «Али-Бек» в 5-летнем европейском турне (1927–1931), что было довольно рискованно при пересечении государственных границ. А историю появления императорской шашки артист рассказывал очень ограниченному кругу людей. Шашка и поныне хранится в семье Кантемировых как дорогая реликвия.