Шахматов Мстислав Вячеславович
Ша́хматов Мстисла́в Вячесла́вович [27.10(8.11).1888, Санкт-Петербург – 26.10.1943, Прага], российский историк, историк права. Дворянин. Троюродный племянник А. А. Шахматова. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1912).
Биография
В 1907 г., после окончания 6-й Санкт-Петербургской мужской гимназии, поступил в Санкт-Петербургский университет. Под влиянием А. А. Шахматова занялся историей русского права под руководством М. А. Дьяконова. В 1912 г. полгода учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета.
Сотрудник отделения Свода законов Государственной канцелярии (декабрь 1912 – апрель 1917). В 1916–1917 гг. делопроизводитель Наблюдательного совета при Особом совещании по обороне. В апреле – октябре 1917 г. старший помощник библиотекаря библиотеки Государственного совета. В октябре 1917 г. оставлен для подготовки к профессорскому званию по кафедре истории русского права юридического факультета Петроградского университета.
В годы Гражданской войны 1917–1922 гг. переезжал из города в город: в Симбирск (ныне Ульяновск), Харьков, Екатеринодар (ныне Краснодар), Ростов-на-Дону, при этом не переставал готовиться к магистерским экзаменам. Работал библиотекарем Особого совещания при Главнокомандующем ВСЮР А. И. Деникине (1919–1920). В 1920 г. Шахматов эвакуировался из Новороссийска вместе с отступающей Белой армией.
До января 1922 г. проживал в Королевстве сербов, хорватов и словенцев, где служил в Парламентской библиотеке в Белграде и в Национальной библиотеке в Крагуеваце. Затем переехал в Прагу, где занимал должности приват-доцента (с марта 1923) и профессора (с 1927) Русского юридического факультета в Праге. Несмотря на публикации в 1923–1924 гг. в евразийских изданиях, сам Шахматов отвергал свою принадлежность к этому течению, называя себя «самобытником» (Шахматов. Евразийство и Русское Самобытничество. 1925. С. 1). В соответствии с русскими дореволюционными правилами в 1927 г. защитил магистерскую диссертацию, а в 1938 г. – докторскую диссертацию. В 1930–1940-х гг. сотрудничал также с Русским свободным университетом (РСУ), где выступал в различных кружках и семинарах. С 1931 г. почётный член Славянского института Академии наук Чехословацкой республики. В 1940 г. организовал в РСУ Кружок по изучению национальной идеи (действовал до 1943).
Член-учредитель Русского исторического общества в Праге (1925).
Научные труды
Основным направлением исследований Шахматова стала история русского права. Написал (совместно с Н. Н. Кострицыным) историю кодификации духовных законов, проведя, по сути, источниковедческое исследование (Шахматов. 1917).
В своих исследованиях был склонен наделять Древнюю Русь сентиментальными и идиллическими чертами. Выдвинул идею о т. н. «государстве правды» в Древней Руси, которое он противопоставлял понятию правового государства. «Государство правды невозможно организовать введением какой-либо идеальной конституции. Государство правды имеет, кроме правовых, также нравственные и религиозные цели и нравственную организацию» (Шахматов. Государство правды. 1925. С. 284).
В магистерской диссертации (тема: «Учения русских летописей домонгольского периода о государственной власти»), выдвинул своё понимание понятия власти. Согласно Шахматову оно «оказывается весьма сложным, состоящим из многих элементов… 1) власть есть воля… господствующая, правящая, требующая; 2) власть есть сила… военная, физическая, экономическая, этическая, являющаяся проявлением силы духовной Божьей… побеждающая, покоряющая… 3) власть есть господство» (в широком смысле – люди, территория, народы); 4) «непререкаемая авторитетность»; 5) «иерархическое первенство на лестнице старейшинства»; 6) «юридическая управомоченность: а) отчина, отчинное владение, публичная собственность по праву наследования, б) договорное притязание на основании ряда князей между собою, ряда князя с вечем, дружиной, ряда вечников между собою, в) составная часть земского строя, наряда, государственного устройства (в смысле обычного права), устроенья дедня и отня, г) составная часть вселенской системы правды… д) Божественное поручение и особый вид служения Богу»; 7) «средоточие системы единства, точка, к которой сходятся все нити государственной и общественной жизни земли»; 8) «устрашающая гроза, бич Божий»; 9) «качественное превосходство и водительство в делах войны и управления, в религиозных, национальных и нравственных вопросах, образец подручным для подражания… 10) отеческое попечение и служение народу» (Шахматов. 1927. С. 565–568).
В докторской диссертации на тему «Исполнительная власть в Московской Руси», присоединяясь к точке зрения Ф. В. Тарановского о наличии сдержек самодержавной власти в Русском государстве, уделил основное внимание деятельности приставов, полагая, что они выступали гарантами прав личности против судебно-правительственной власти. Находил в российском законодательстве 17 в. параллели с Habeas Corpus Act.
После археографической экспедиции в Эстонию и Латвию в 1932 г. ввёл в научный оборот ряд новых источников по истории Руси 16–17 вв. [среди них – челобитная «мира» от 10(20) июня 1648, поданная в Москве от посадских людей царю Алексею Михайловичу]. Исследовал также Русскую правду.
С 1930 г. участвовал в составлении словаря славянских юридических древностей, который был задуман историком права, профессором Карлова университета К. Кадлецом (1865–1928; словарь продолжал составляться его учениками, но так и не был издан).
Похоронен на Ольшанском кладбище в Праге.
Личный фонд Шахматова хранится в отделе фондов документов и собраний Академии наук Чехии. Его обработку с 2007 г. проводят сотрудники Славянского института Академии наук Чехии (Гаген. 2013. C. 325).