Сардар Зияуддин
Сарда́р Зияудди́н [Зия Сардар, англ. Ziauddin (Zia) Sardar; урду ضیاء الدین سردار] (31.10.1951, Дипалпур, Пакистан), британский учёный пакистанского происхождения, писатель, телеведущий, журналист, футуролог, общественный деятель.
В 1961 г. вместе с родителями переехал из Пакистана в Великобританию. В 1974 г. окончил физический факультет Университета Сити (в составе Лондонского Университета), в 1976 г. получил степень доктора в области информационных наук. В 1971–1974 гг. преподавал физику и информатику в том же университете. С 1993 г. приглашённый профессор по науке и информационной политике технологического факультета Мидлсекского университета (Великобритания).
В молодости, как отмечает сам Сардар, был «мусульманским активистом», много занимался публицистикой. В 1969–1972 гг. редактор основанного им же ежемесячного журнала Zenith, ставшего печатной платформой мусульманской молодёжи Великобритании, среди которых особую роль играли представители второго поколения мусульман, рождённых на британской земле или переехавших туда в раннем возрасте и получивших образование в британских вузах. В 1971 г. генеральный секретарь Федерации студенческих исламских сообществ Великобритании, ставившей целью «возродить великолепие исламской цивилизации» на основе переосмысления мусульманского наследия и в условиях современности.
С 2009 г. председатель Попечительского совета Мусульманского института; основатель и главный редактор (с 2012) его печатного органа Critical Muslim. В 2011 г. основал международную исследовательскую и консультационную сеть Центр постпривычной политики и исследований будущего. Ключевая тема работ Сардара – понимание ислама как комплексного феномена, мировоззрения, особого взгляда на мир. Сардар представляет ислам как живой организм, который нуждается в критическом переосмыслении каждый раз, когда наступает новая эпоха; он полагает необходимым отвергать бездумное копирование и покорное принятие прошлого. Историческим примером верного подхода к восприятию ислама Сардар считает принципы мутазилитов с их свободомыслием и верой в непреложность человеческого участия как при толковании божественного, так и при формировании материального мира.
Сардар стал первым, кто начал дискуссию по вопросам современной науки в мусульманском мире. Он признаёт тот факт, что наука сыграла ключевую роль в развитии исламской и западной цивилизаций, однако считает, что природа научного знания исламского мира отлична от природы западной цивилизации. Сардар утверждает, что многие технические новшества и открытия современной науки явились результатом работы на военно-промышленный комплекс западноевропейских государств; наука на Западе нацелена исключительно на получение доказательной базы и опирается только на экспериментальный метод, который ставится выше человеческих ценностей и интересов общества. В противовес западной исламская наука стремится понять реальность во всей её совокупности, ориентируясь не только на общечеловеческие ценности, как они провозглашаются западной цивилизацией, но и на исламские традиции, укоренённые в Коране и Сунне. В рамках такой науки человек предстаёт как доверенный управитель, назначенный Аллахом на земле (х̱алӣфа), действующий по справедливости (адл) и решающий, что дозволено, а что запретно (халяль и харам), на основании консенсуса сообщества (иджмa) и с соблюдением общественного блага (мас̣лaха).
Сардар выступает критиком постмодернизма с незападной точки зрения. Затрагивая характерные области феномена (от архитектуры и кино до философии и религий нового века), Сардар показывает, что постмодернизм является новой формой колониализма. Анализируя широкий спектр различных продуктов культуры, мусульманский мыслитель показывает, что постмодернизм стремится не к воспроизводству плюральности и мультикультурности, а к насаждению гегемонии одной единственной культуры. Создавая иллюзию инклюзивности, множественности истин, взглядов, мнений, постмодернизм, действуя через секуляризм, на деле выступает против основополагающего принципа мусульманской культуры – метанарратива, утверждающего единственность и непреложность истины. Именно отказ от данного нарратива понимается как основное условие включённости «другого» в так называемое «мировое сообщество». Для Сардара доминирующая современная интеллектуальная мода представляет собой изощрённый ревизионизм и является наиболее жестоким натиском, который приходилось выдерживать незападному миру в своей истории.
Большое внимание в своих работах Сардар уделяет анализу проблемы изменений современности, трансформации в настоящем. Сардар характеризует современность как время, когда всё, к чему люди привыкли как к повседневности, теряет смысл и называет его «постпривычным временем». Среди задающих динамику современности сил Сардар выделяет комплексность, хаос и противоречия. Производимые ими изменения отличаются скоростью, масштабом и одновременностью. Они создают ситуацию неопределённости, которая в свою очередь порождает невежество – невозможность для человека воспользоваться привычной системой знания в преодолении постнормальности. Дух современности таким образом формируют, по Сардару, неопределённость и невежество.
Среди известных работ учёного: «Будущее мусульманской цивилизации» («The Future of Muslim Civilization», 1979), «Лица ислама: разговоры о современных проблемах» («Faces of Islam: Conversations on Contemporary Issues», 1989), «Искаженное воображение: уроки дела Рушди» («Distorted Imagination: Lessons from the Rushdie Affair», 1990), «Постмодернизм и "другой": новый империализм западной культуры» («Postmodernism and the Other: The New Imperialism of Western Culture», 1997), «Почему люди ненавидят Америку?» («Why Do People Hate America?» 2002), «Мекка: священное путешествие» («Mecca: The Sacred Journey», 2014), «Ислам за пределами воинствующих джихадистов: разговор мусульманина-оптимиста» («Islam Beyond Violent Jihadis: An Optimistic Muslim Speaks», 2016) и др. В 2004 г. британский журнал Prospect назвал Сардара среди 100 самых влиятельных британских интеллектуалов.