Россия. Средства массовой информации. Телевидение
Телеви́дение в Росси́и, важнейший и наиболее массовый по охвату и востребованности аудиторией элемент современной медиасистемы Российской Федерации.
На развитие и функционирование современной отечественной медиасистемы оказывают влияние множество факторов, которые придают российскому телевидению национальную специфику:
большая территории страны и неравномерность её заселения способствуют региональной фрагментации и неравномерности развития технологической инфраструктуры телевизионных медиа;
этническое разнообразие обязывает государство поддерживать необходимое количество СМИ на языках национальных меньшинств;
значительная роль государства в регулировании медиасистемы: контролирует чрезвычайно широкий круг вопросов и может менять правила работы её отдельных сегментов.
Законодательное регулирование отечественного телерадиовещания осуществляется федеральными законами от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»; от 7 июля 2003 г. №126-ФЗ «О связи»; от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»; от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; постановление Правительства РФ «О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания» от 8 декабря 2011 г. № 1025. Контроль за исполнением государственной политики в сфере телевидения реализуется Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифры России); Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор); Федеральной антимонопольной службой.
Непосредственные участники телевизионного рынка объединены в профессиональные сообщества (Национальная ассоциация телерадиовещателей, Ассоциация кабельного телевидения России, Ассоциация региональных операторов связи «Ростелесеть», Ассоциация продюсеров кино и телевидения, Ассоциация коммуникационных агентств России и т. д.).
Структурные характеристики
Телевидение в современной России характеризуется разнообразием. В 2023 г. отечественная телесистема состоит из трёх ключевых сегментов. К первому относится распространение и доставка сигнала зрителям, ко второму – производство видеоконтента, к третьему – телеканалы и видеосервисы, занимающиеся агрегацией и организацией контента, а также предоставлением его аудитории.
Российская система распространения и доставки телевизионного сигнала состоит из двух базовых технологических блоков – эфирного (используются частоты и ретрансляторы, установленные на телевизионных башнях) и неэфирного (кабельно-спутниковое, интернет-телевидение и наземное вещание) телевидения. С момента появления (1930-е гг.) эфирное телевидение являлось аналоговым, к 2019 г. в России завершился переход с аналогового на цифровое телевидение в рамках федеральной программы «Развитие телерадиовещания на 2009–2018 гг.». К концу 2018 г. была создана новая вещательная инфраструктура, состоящая из 5,040 тыс. передающих станций и 10,080 тыс. передатчиков, находящихся в управлении Российской телевизионной и радиовещательной сети (РТРС-1 и РТРС-2). Ключевым результатом цифровизации российского телевидения стала техническая возможность для более чем 98 % жителей страны принимать (при наличии цифрового телевизора или цифровой приставки) 20 эфирных телеканалов (в 2010 около 45 % населения России был доступен эфирный приём не более 4 каналов).
Основной элемент эфирного телевидения – вещатель, который распространяет телевизионный сигнал с помощью радиоволн на определённых радиочастотах (или просто частотах). Принимается этот сигнал на телевизор через индивидуальную или коллективную антенну. В России для использования определённой частоты требуется получить лицензию, которую выдаёт Роскомнадзор по решению Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию.
Для распространения сигнала на всю территорию страны используется система телевизионных спутников связи, позволяющих передавать телепрограммы на тысячи километров. В России работает несколько операторов спутниковой связи, наиболее крупный из них – ФГУП «Космическая связь». По причине огромных расстояний (9 часовых поясов) общенациональные трансляции ведутся на 5 вещательных зон: А (Камчатка, Чукотка), Б (Дальний Восток, Восточная Сибирь), В (Центральная Сибирь), Г (Западная Сибирь) и М (Центральная Россия).
Основа эфирного телевидения в России (как и в большинстве стран) – цифровые мультиплексы (пакеты из нескольких телеканалов). В каждый отечественный мультиплекс входят по 10 телеканалов, отобранных государством. Каналы первого мультиплекса транслируются бесплатно («Первый канал», «Россия-1», «Матч ТВ», НТВ, «Пятый канал», «Россия-Культура», «Россия 24», «Карусель», «Общественное телевидение России», «ТВ Центр»), услуги второго – платные (РЕН-ТВ, «Спас», СТС, «Домашний», ТВ-З, «Пятница!», «Звезда», «Мир», ТНТ, МУЗ-ТВ).
В системе отечественного эфирного телевидения также присутствуют региональные телекомпании, создающие медиаконтент, рассчитанный на местное население. Наиболее востребованные из них находятся в восточной части страны – на Урале и Дальнем Востоке, в Сибири, а также в отдельных национальных республиках: «Губерния» (Хабаровск), «Эфир» (Казань), НВК «Саха» (Якутск), «Рифей-Пермь» (Пермь) и др. В некоторых городах, таких как Якутск, Пермь, Омск, Хабаровск, Новосибирск, Казань, Иркутск, Улан-Удэ, Челябинск, доля местных вещателей, согласно данным компании MediaHills, составляет 2,5–3 %.
Неэфирное отечественное медиапространство представлено общенациональными и региональными/муниципальными каналами (как правило, тематическими). В сегменте отечественного неэфирного телевидения доминируют пять крупнейших операторов («Триколор», «Ростелеком», «ЭР-Телеком», МТС, «Орион»).
Важное место в неэфирном телевидении России занимают онлайн-кинотеатры, среди которых можно выделить две важные группы: проекты, связанные с крупными телекомпаниями, телеканалами и телепроизводителями (PREMIER, Start и More.TV); проекты, развивающиеся самостоятельно (IVI) или в рамках т. н. цифровых экосистем (Okko, «Кинопоиск», Amediateka, Kion). Лидерами по востребованности у пользователей, согласно данным агентства TelecomDaily, являются IVI, «Кинопоиск» и Okko (2022).
Производство телевизионного контента
В телевизионной системе России можно выделить три группы производителей медиаконтента различного содержания. В первую группу входят медиакомпании, которые специализируются на информационно-аналитическом контенте: 9 общенациональных эфирных каналов («Первый канал», «Россия-1», НТВ, РЕН ТВ, «Пятый канал», «Звезда», «ТВ Центр», «Мир», «Общественное телевидение России»), 4 специализированных новостных кабельно-спутниковых канала («Россия 24», РБК, «Известия», Russia Today), более 80 региональных ГТРК (филиалов ВГТРК и радиовещательной компании) и более 100 региональных и городских эфирных и кабельных телеканалов («Москва 24», «Волга» и др.).
Вторая группа – производители развлекательного и познавательного контента. В производстве программ этой группы задействованы специальные компании, в число которых входят киностудии, телевизионные студии, продюсерские компании и более специализированные фирмы, в российской практике часто объединяемые общим термином «продакшен-компании». В начале 2020-х гг. в России работало около 500 продакшен-компаний.
Третью группу производителей образуют студии, для которых главным продуктом являются телевизионные сериалы – технологически наиболее сложный вид телеконтента. Ведущие компании в этой области (2020): Yellow, Black and White Group, «ТелеАльянс МГ», Comedy Club Production, «Триикс Медиа», Star Media, «Гамма продакшн».
Ещё один важный сегмент российского телевидения составляет производство неэфирных телеканалов. В России можно выделить три основных типа таких производителей, создающих отечественные телеканалы.
Первый – производители, аффилированные с операторами платного телевидения через общих собственников, юридические договорённости и неформальные связи. К этой группе относятся компании Stream (в 2018 аффилирована на уровне собственников с МТС), New Media (аффилирована с «Орион-Экспресс»), «Первый ТВЧ» (связан с оператором «Триколор ТВ»).
Второй – производители, аффилированные с крупными телекомпаниями. К ним в первую очередь относятся Red Media «Газпром-Медиа Холдинга», «Цифровое телевидение» (АО «ЦТВ») ВГТРК (совместно с «Ростелекомом») и телекомпания «Первый канал. Всемирная сеть», которая является учредителем «Цифрового телесемейства Первого канала».
Третий – независимые производители. Это компании и творческие коллективы, производящие один или группу каналов и не имеющие явных связей ни с вещателями, ни с операторами. К их числу относятся компании Bridge Media, Творческое производственное предприятие «Видео-Кино-Телевидение» и др.
Большое значение для российского телевидения играет коммерческая реклама, поскольку является ключевым источником доходов в индустрии. На втором и третьем местах по значимости находятся абонентская плата операторам неэфирного телевидения и государственное финансирование. Крупнейшие агентства в секторе коммерческой рекламы в России (2021): Starcom, OMD Optimum Media, ZenithOptimedia, Carat, Havas Media Group, Media Instinct и др. Абсолютным лидером, контролирующим продажу телерекламы в стране, является компания «Национальный рекламный альянс». Важной и неотъемлемой частью функционирования рынка рекламы в России является система медиаизмерений. Основным медиаизмерителем на российском телевизионном рынке выступает исследовательская компания Mediascope, данными которой пользуются практически все каналы и агентства.
Тенденции развития
К началу 2020-х гг. российское телевидение трансформировалось в сложную технологическую систему производства, доставки и просмотра видеоконтента, в которую регулярно интегрируются новые технологические решения, связанные с использованием различных цифровых платформ, ориентированную не только на телевизоры, но и на множество других подключённых к Интернету устройств с экранами – компьютеры, ноутбуки, планшеты, смартфоны.
Важнейшие изменения, переживаемые сегодня российским и мировым телевидением связаны с процессами цифровизации, которые идут по двум основным направлениям. Первое из них связано с модернизацией традиционных каналов распространения телевизионного сигнала, которые на протяжении многих десятилетий базировались на аналоговых технологиях. Основными информационными инструментами модернизации стали реализация государственной программы создания инфраструктуры цифрового эфирного вещания и работы по цифровизации сетей и принимающих и передающих устройств операторов кабельного телевидения, направленного спутникового вещания и телефонной связи. Вторым направлением стало активное развитие технологий передачи и практик получения видеоконтента посредством сети Интернет. Это привело к внедрению интернет-телевидения и стремительному росту индустрии онлайн-видеосервисов, на которых размещаются как контент традиционных телеканалов, так и оригинальное аудиовизуальное содержание.