Рифкин Джереми
Ри́фкин Дже́реми (Jeremy Rifkin) (род. 26.1.1945, Денвер, штат Колорадо), американский социальный теоретик, экономист, публичный деятель и активист. Известен как основатель Организации по изучению экономических трендов, борец за окружающую среду и устойчивое развитие, консультант ряда правительств. Автор 10 бестселлеров, посвящённых исследованиям в области энергетики и социальной философии.
Получил образование в Пенсильванском университете (окончил Уортонскую школу бизнеса в 1967 г., получив степень бакалавра, преподавал в Уортонской школе в 1995–2010 гг.) и Университете Тафтса (факультет международных отношений, который окончил в 1968 г., получив степень магистра). Регулярный автор колонок в таких изданиях, как The Guardian, Le Monde, Los Angeles Times и др.
Бо́льшая часть социально-философских и социологических работ Рифкина имеет междисциплинарный характер и посвящена социальным последствиям экологических проблем, трансформации сферы труда и роли цифровизации в становлении общества нового типа. Для его работ характерны критический взгляд на современное общественное устройство и особое внимание к проблеме социального неравенства.
Экологические проблемы современного общества
Интерес к проблемам экологии во многом был сформирован временем, на которое пришлось становление Рифкина. Период его студенчества был связан с подъёмом различного рода общественных движений, включая антивоенное, феминистское и экологическое. Центральной темой этого направления его творчества является проблема поиска нового источника энергии, поскольку беспрецедентное сокращение полезных ископаемых ставит под вопрос дальнейшее развитие человечества (Rifkin. 2002; Рифкин. 2006). По мнению Дж. Рифкина, именно водородная энергетика способна стать заменой традиционным источникам энергии. При этом важно, что в её производство должны быть включены не только крупные организации и компании, но и сами пользователи, которые могли бы делиться излишками энергии. Кроме того, ещё со студенческих времён Рифкин активно выступает против биотехнологий, подчёркивая, что их развитие сопряжено со значительным количеством рисков для человечества. Большое внимание Рифкин уделяет проблемам загрязнения окружающей среды на фоне исчерпаемости ресурсов.
Конец труда в современном обществе
Первой значимой социологической работой Рифкина и книгой, которая принесла ему наибольшую известность, стало произведение «Конец труда: закат глобальной рабочей силы и рассвет пострыночной эпохи» (Rifkin. 1995). Впервые к вопросам неравенства и социальной структуры социолог обратился ещё в 1978 г., когда в совместной с Р. Барбером работе «Север поднимается снова: пенсии, политика и власть в 1980-е годы» (Rifkin. 1978) представил анализ трансформации отношений между корпорациями, профсоюзами и государством.
Концепция «конца труда» разрабатывается им в русле теорий, пересматривающих значимые компоненты современного общества (например, «конец детства», «конец социального» и др.), оформление которых пришлось преимущественно на 1970–1980-е гг. Основное содержание этих теорий сводится к указанию на фундаментальную трансформацию современных западных обществ – утрату сферой труда определяющей роли. Причины этого процесса получили многочисленные объяснения, но преимущественно связывают его с оформлением массового общества и значительной автоматизацией всех отраслей производства.
Подход Рифкина обладает рядом особенностей. Во-первых, большинство теорий конца трудового общества появились в Европе, и теория Рифкина представляет собой результат переосмысления теорий европейских социологов и применения их к американским реалиям. Во-вторых, детерминантами трансформации трудовой сферы выступают у исследователя прежде всего технологические изменения и глобализация. В-третьих, его концепция предполагает формулирование социальной и экономической утопии, попытку представить альтернативное развитие современного общества.
Рифкин связывает рост социального неравенства во 2-й половине 20 в. с масштабным вытеснением человека из сферы производства. Последовательно рассматривая отрасли экономики, Дж. Рифкин демонстрирует, насколько широко распространились автоматизация и роботизация в конце 20 в. Опасения исследователя вызывает тот факт, что сфера услуг, долгое время считавшаяся «убежищем» для всех тех, кто потерял работу в сельском хозяйстве и промышленности, автоматизируется ускоряющимися темпами. Если первая автоматизация, произошедшая в 1960-е гг., оказала влияние главным образом на «синие воротнички», то современная трансформация влияет уже на средний класс в целом. Разрыв между доходами элиты и остальными с каждым годом становится всё больше. Возникает новая группа, положение которой пока более устойчиво, чем у других. Эта группа включает тех, кто трудится в сфере знания: от учёных и инженеров до писателей и журналистов.
Третья промышленная революция
Дж. Рифкин предложил концепцию третьей промышленной революции в одноимённой книге (Rifkin. 2011). По его мнению, современное общество уже не может базироваться на принципах индустриальной эпохи. Глобализация, цифровизация, а также экологические и экономические кризисы начала 21 в. обусловили необходимость построения общества третьей промышленной революции.
Рифкин утверждает, что технологические изменения конца 20 – начала 21 в., прежде всего связанные с появлением Интернета, приведут к созданию нового организационного принципа. Бюрократические структуры классического капитализма в эпоху третьей промышленной революции будут слишком медленно реагировать на изменения в обществе и будут заменены. На смену крупным иерархическим структурам придут горизонтальные.
Основу этого общества составят альтернативные источники энергии. Широкое внедрение возобновляемых источников энергии (например, солнечных батарей) позволит преобразовать существующие энергетические сети, а их объединение на основе цифровых технологий приведёт к более эффективному использованию имеющихся ресурсов. Все описанные изменения связаны прежде всего с повышением стоимости таких источников энергии, как нефть и газ, а также с экологическими проблемами, которые сопряжены с их добычей и использованием.
Радикальные преобразования коснутся всего мирового порядка и с необходимостью приведут к построению «континентальных экономик». ВВП перестанет быть ключевым показателем оценки качества и уровня жизни. Целью внедрения принципов третьей промышленной революции в общество является повышение его устойчивости перед современными вызовами. Переход к обществу этого типа тесно связан с институтом образования, который позволит развить способности у новых поколений, прежде всего умение сотрудничать.
Эпоха доступа
Свои взгляды на трансформацию современного общества в связи с интенсивным процессом цифровизации Рифкин изложил в работе «Эпоха доступа: новая культура гиперкапитализма, где вся жизнь является платным опытом» (Rifkin. 2000). Значительное влияние на неё оказали, с одной стороны, теории «конца труда» и общества потребления, обосновывающие определяющую роль потребления в современных обществах, и, с другой, теории постиндустриального, информационного и сетевого общества.
Понятие «доступ» является символом эпохи Интернета. В социологии оно впервые было использовано Д. Беллом в теории постиндустриального общества, но именно работы Рифкина сделали его популярным как среди общественности, так и в научных кругах. Понятие «доступ» в данном контексте не означает обеспеченности большей части человечества хотя бы базовыми ресурсами. Речь идёт об обратном процессе, при котором бо́льшая часть населения мира «выталкивается» за границы мира скорости, информационной свободы и новых возможностей, связанных с новейшими технологическими решениями. В этом новом мире, разделённом на имеющих доступ к технологиям и лишённых его, проблему социального неравенства следует изучать двояким образом: с одной стороны, между теми, у кого доступ есть, и теми, у кого его нет, с другой – внутри той части современного мира, которая этим доступом владеет, поскольку отдельные индивиды и социальные группы различаются по возможностям и масштабам доступа, который они имеют.
«Эпоху доступа» Дж. Рифкин характеризует как глобальное сетевое постисторическое общество, главным фактором в котором выступает рост технологий, в нём доминирует этика игры; владение, а не собственность является основополагающим принципом для всех социальных процессов. Процесс перехода общества в «эпоху доступа» базируется на радикальном изменении роли собственности и затрагивает все сферы общества. Изначально понятие «доступ» применялось для обозначения отношения к физическому пространству. С развитием технологий и возникновением нового пространства человеческой жизнедеятельности (киберпространства) понятие «доступ» обретает широкое содержание и большое значение для анализа современного общества.
Подход Дж. Рифкина представляет собой неоэволюционистскую разновидность прогрессистских теорий изменения, в которой иерархия универсальных стадий заменена иерархией абстрактно выделяемых уровней реальности, которые не обладают чёткими пространственными характеристиками и могут существовать синхронно. Уровни выделяются на основе изменений формы (во многом предопределяющей цель доступа) и способа доступа (во многом включающего средства доступа, часто речь идёт об определённой технологии). Изменение целей и форм доступа осуществляется на основе изменений в технологиях. Рифкин абстрагируется от доступа к географическому пространству, не учитывая развитие технологий пространственного перемещения.
Ключевыми технологиями, послужившими основой для радикального изменения общественного устройства, Рифкин называет электричество, а также средства массовой информации и коммуникации (например, радио, Интернет и т. д.). Каждому из перечисленных технологических новшеств сопутствовало появление нового способа передачи информации и знания, а также образование нового социального пространства и формы коммуникации. Переход от одной формы к другой не отрицает полностью предыдущую, но делает её менее значимой для субъекта. Каждой стадии технологического развития соответствуют новые материальные объекты (телефонный аппарат, радиоприёмник, модем и т. п.) и каналы коммуникации (волны, оптоволоконные кабели и т. п.). Тем не менее доступ к каждой технологии есть прежде всего услуга.
Социальное изменение, основанное на изменении целей и форм доступа, выражается в двух тенденциях. Во-первых, доступ способствует появлению новых социальных пространств, замещающих реальность, т. е. происходит виртуализация жизненных целей. Во-вторых, происходит всё большая коммерциализация появляющихся форм доступа. Тем самым процесс расширения влияния информационных технологий на культуру, а также процесс коммерциализации этих информационных технологий сформировал, по мнению Рифкина, основную проблему общества эпохи доступа – поглощение культуры рынком.
С экономической точки зрения трансформации современного общества Рифкин описывает как переход к новой форме капитализма – гиперкапитализму, или культурному капитализму. Основными характеристиками гиперкапитализма являются поглощение культуры рынком и поглощение пространства временем. Подобная «колонизация» культуры рынком подрывает основы общества. Специфика этого этапа заключается в тотальной коммерциализации жизни. Когда фактически всё становится услугой, капитализм преобразуется из системы, основанной на обмене товаров, к системе, основанной на потреблении опыта. Так, если мы заключаем контракт на кондиционирование помещения, то мы платим за опыт его использования. Если во времена классического капитализма обмену на рынке подлежали преимущественно товары, то в эпоху доступа наиболее ценным ресурсом становятся время и опыт других людей.
Рифкин подчёркивает, что эпоха доступа не является финальной стадией развития общества. Ключевой во многих работах Рифкина является идея о том, что для решения многих современных проблем человечества необходимо создание общества с новыми характеристиками. Ещё в книге «Конец труда» (Rifkin. 1995) Рифкин пишет о том, что вытеснение человека из сельского хозяйства, промышленности и сферы услуг не является серьёзной проблемой, если люди направят свои усилия в сферу помощи другим людям – на волонтёрскую деятельность, поддержку пожилых, заботу о детях и тех, кто находится в сложной жизненной ситуации. Схожая мысль прослеживается и в работе «Цивилизация эмпатии» (Rifkin. 2010), в которой Рифкин видит решение глобальных проблем в интеграции человечества не на уровне национальных государств, но на международном уровне. Рифкин утверждает, что, если человечество осознает своё единство (в том числе и на уровне ресурсов), это позволит решить современные глобальные проблемы.
Критика и рецепция идей Рифкина
Работы Дж. Рифкина переведены на десятки языков: его способность предугадывать социальные трансформации способствовала тому, что его идеи получили широкое распространение и в научном, и в общественно-политическом дискурсе. Особое внимание привлекли его работы, посвящённые трансформации труда и разработке понятия «доступ» в качестве ключевого для понимания современных обществ. Критика идей Рифкина связана с его интересом преимущественно к западным и развитым обществам, что, по мнению С. Жижека (Жижек. 2003), искажает реальную картину и оставляет за пределами анализа значительную часть населения, которая по-прежнему трудится в сельском хозяйстве или промышленности в тяжёлых условиях. Тем не менее идеи Рифкина стали основой для конкретных управленческих решений (например, сокращение рабочей недели во Франции).