«Рельсовая война»
«Ре́льсовая война́», кодовое наименование операции советских партизан во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., проведённой в августе – сентябре 1943 г. на оккупированной территории западных областей РСФСР, Белоруссии и Украины с целью дезорганизовать работу железнодорожного транспорта и тыла германских войск.
План операции в интересах оказания помощи Красной Армии в успешном проведении Курской битвы 1943 г. разработан в 1-й половине июля Центральным штабом партизанского движения (ЦШПД; начальник – генерал-лейтенант П. К. Пономаренко). Замыслом предусматривалось произвести одновременное разрушение железнодорожного полотна на основных коммуникациях противника, устраивать крушение поездов, взрывы мостов, разрушать станционные сооружения и средства водоснабжения. К проведению операции привлекались 167 партизанских бригад и отдельных отрядов (около 100 тыс. человек). Для обучения технике проведения подрывных работ в партизанские части были направлены инструкторы-минёры. 14 июля 1943 г. ЦШПД издал приказ «О партизанской "рельсовой войне" на коммуникациях врага», в котором определялись общие задачи партизанским силам; конкретные задачи доводились лично и боевыми распоряжениями, доставленными курьерами связи.
«Рельсовая война» началась 3 августа одновременно с переходом в контрнаступление Воронежского и Степного фронтов. Только в ночь на 4 августа было подорвано более 42 тыс. рельсов, к 15 сентября (день окончания операции) – всего 214 705. Партизанам активно помогало местное население: в железнодорожных мастерских и депо, на других объектах отмечались многочисленные акты саботажа рабочих. В ходе «Рельсовой войны» пускались под откос эшелоны, наносились удары по другим объектам. Только в Белоруссии подорваны 836 эшелонов, в т. ч. 3 бронепоезда, разрушены 184 железнодорожных моста. В тыловых районах германских групп армий железнодорожное движение прерывалось на 3–15 суток, а отдельные железнодорожные магистрали не работали весь август. А. Гитлер был вынужден издать приказ о привлечении к охране железных дорог всех войсковых формирований, не задействованных на фронте. Районы, удалённые от основных магистралей, оставались без охраны и были сразу же захвачены партизанами. Это позволило препятствовать угону мирного населения в Германию и ограничить использование противником местных экономических ресурсов.
«Рельсовая война» оказала большую помощь Красной Армии в успешном завершении Курской битвы и развёртывании общего наступления. Она значительно затруднила перегруппировку и тыловое обеспечение отступавших германских войск. Опыт «Рельсовой войны» был использован в операции «Концерт» и Белорусской операции 1944 г.