Рейд на Мацуяму
Рейд на Мацуяму. Ярким примером боевого применения бомбардировщика СБ в ходе японо-китайской войны 1937–1945 гг. стал авиационный налёт 23 февраля 1938 г. военно-воздушных сил гоминдановского Китая на авиабазу Мацуяма (ныне аэропорт Суншань) возле населённого пункта Тайхоку (ныне г. Тайбэй) на принадлежавшем в то время Японской империи острове Формоза (ныне Тайвань). Главной особенностью этой операции стали два обстоятельства: во-первых, все самолёты, принимавшие участие в налёте, были советскими бомбардировщиками СБ, во-вторых, ⅔ экипажей ударных машин составляли советские пилоты.
К началу войны Китай не имел полноценной боевой авиации, как и кадров подготовленных пилотов, а парк самолётов всех типов представлял собой не более 100 машин. Проводившиеся после начала боевых действий лихорадочные и бессистемные закупки разнородной иностранной авиатехники ситуацию выправить не могли, т. к. отсутствовали подготовленные лётчики и система наземного обслуживания. Китайские власти прибегли к найму иностранных пилотов для управления приобретёнными машинами.
В августе 1937 г., вскоре после начала войны, СССР заключил с Китаем договор о ненападении, подкреплённый 1 марта 1938 г. соглашением о предоставлении кредитов и материальной помощи с советской стороны. В рамках этих соглашений, а также секретной операции «Зет» в Китай стали прибывать советские военные специалисты, боевая техника и вооружения. Официально весь советский армейский персонал, за исключением военных советников, имел статус добровольцев и зачастую действовал под псевдонимами. 21 ноября 1937 г. состоялся первый бой между советскими истребителями с китайскими опознавательными знаками, управляемыми красными военлётами, и японскими самолётами.Цель была выбрана за пределами территории Китая, на острове Формоза, где японские войска организовали центр по накапливанию авиационных сил и средств их обеспечения. Туда же поступали закупленные в Европе боевые машины, где осуществлялась их сборка и облётывание. Также с Формозы производились относительно массированные налёты в первую очередь флотских бомбардировщиков на материковый Китай.
Возглавлял группу советских авиаторов в налёте на японскую авиабазу капитан Ф. П. Полынин, носивший китайский псевдоним Фэнь По. Сама операция была спланирована и организована полковником П. Ф. Жигаревым и майором П. В. Рычаговым при участии самого Полынина. Особая сложность заключалась в том, что полёт должен был проходить за пределом максимальной дальности бомбардировщиков СБ и над морем (наименьшая ширина Тайваньского пролива составляет 130 км). Это потребовало организации аэродромов «подскока» и тщательной штурманской подготовки:
Для соблюдения секретности подготовка к задуманной операции проводилась тайно. Чтобы ввести противника в заблуждение, пустили слух, будто готовится операция по бомбежке японских кораблей на Янцзы, вблизи г. Аньцина.
Всего в рейде должны были участвовать 40 машин: 12 со смешанными советско-китайскими экипажами стартовали из авиабазы в Наньчане, а 28 с полностью советскими командами – из Ханькоу.
Решили лететь на высоте 4500–5500 метров. Мы понимали, что длительное кислородное голодание может тяжело отразиться на самочувствии и работоспособности экипажей. Но другого выхода не было. На большой высоте увеличивалась дальность полета, поскольку меньше расходовалось горючего, а это в тот момент обеспечивало успех.
Из вылетевших 40 бомбардировщиков на цель смогли выйти только 28, ведомые Полыниным, все с советскими экипажами. 12 машин не смогли сориентироваться и были вынуждены вернуться. С целью введения японцев в заблуждение было решено вначале пройти севернее острова, потом резко развернуться вправо, снизиться с приглушёнными моторами до 4 км и с ходу нанести удар. Было запланировано после бомбардировки снизиться до 2,5 км над Тайваньским проливом, чтобы позволить членам экипажей устранить последствия кислородного голодания, затем, достигнув береговой линии, над материком подняться до 4 км и идти к аэродрому «подскока» для дозаправки.
Советским авиаторам удалось достигнуть полной внезапности при атаке японской авиабазы.
Никакой маскировки противник не соблюдал. Видимо, он чувствовал себя в полной безопасности.
Удар был нанесён в идеальном порядке, безо всякого противодействия противника. На стоянки самолётов, сборочные площадки, ангары и хранилища боеприпасов и топлива было сброшено 280 авиабомб. Огня с земли не велось, попытки перехвата японские истребители не осуществляли. Все экипажи достигли промежуточного аэродрома без потерь.
По оценкам китайской разведки, на земле было уничтожено более 40 самолётов, разрушено более 10 ангаров и прочих сооружений, а также ликвидирован трёхгодичный запас авиационного бензина. Особую важность этому рейду придавал тот факт, что бомбёжке подверглась территория Японской империи.
В честь советских авиаторов китайскими властями был организован банкет, где присутствовала первая леди гоминдановского Китая Сун Мэйлин, супруга Чан Кайши. Она произнесла первый тост за успехи красных пилотов. Вскоре после этого события лидер группы Полынин был награждён орденом Ленина и званием Героя Советского Союза.