Раса (эстетическая категория)
Ра́са (санскр. रस – сок, вкус, сущность), основополагающая категория индийской эстетики, характеризующая эмоциональную реакцию зрителя, читателя, слушателя.
Впервые разработана в «Натьяшастре», где описаны 8 видов расы: наслаждение, смех, горе, гнев, героизм, страх, отвращение и удивление. Одна из рас выбиралась в качестве главного чувства драмы и становилась своего рода результирующей эмоцией, которую в определённый момент должны были испытать все зрители. Рецептивный аспект расы, раскрывающий её сущность сверхсильного, эмоционально окрашенного экстаза, имел ритуально-мифологическое происхождение, к которому также восходили символика цветовых соответствий и имя бога-покровителя. Технический аспект расы как элемента драматической структуры задействовал все средства сценической репрезентации (костюм, грим, декорации). С их помощью создавались эмоциональные состояния (бхавы), подразделявшиеся на непроизвольные, проявляющие скрытое состояние героя в виде румянца, обморока или слёз, преходящие (формировавшие нарастающий эмоциональный фон) и постоянные, совпадавшие с 8 расами и при определённых условиях в них переходившие.
Впоследствии раса многократно переосмыслялась – в качестве признака поэтического языка (у поэтологов-аланкариков 7–8 вв. Бхамахи, Дандина и др.), доминирующей категории поэтики, проявляющей скрытый смысл речи (Анандавардхана, конец 9 в.), универсальной эмоции, приводящей к высшему блаженству (Абхинавагупта, 10–11 вв.). В концепции бхакти в вишнуизме 15–18 вв. было актуализировано древнее сакральное понимание расы как экстатического личного общения с божеством. Под влиянием практики йоги к 8 расам была прибавлена раса покоя. На расу опирается эстетический компонент раги.