Прокторинг
Про́кторинг (англ. proctoring, от proctor – наблюдатель, поверенный), технология обеспечения качества и достоверности оценивания, применяемая в основном в сфере онлайн-образования.
Потребность в прокторинге актуализировалась в связи с интенсивным развитием дистанционного обучения, когда стало достаточно сложно обеспечивать уровень достоверности оценочных процедур классическими методами контроля (как при очных экзаменах). Основателем технологии считают Д. Касснера, экс-президента Университета Эндрю Джексона, который в 2008 г. запустил проект ProctorU и основал компанию MonitorEDU.
Основная задача прокторинга – контролировать процедуру оценивания, обеспечивать её достоверность за счёт того, что сдающие онлайн-экзамен проходят оценивание без фальсификаций и читерства. Прокторинг может проводиться как человеком (прокторами – специально подготовленными наблюдателями или преподавателями), так и с помощью программного обеспечения, в том числе полностью автономно (т. н. киберпрокторинг). Нередко используется смешанный вид прокторинга, когда все материалы вначале автоматически отсматриваются программой, затем к анализу спорных случаев подключается человек. Прокторинг может носить также синхронный (одновременно с проведением экзамена) или асинхронный характер (записи или материалы экзамена просматриваются позже). Отдельно можно выделить пассивный и активный подходы к обеспечению прокторингового контроля: в первом случае нарушения лишь отслеживаются и фиксируются, во втором случае программа или человек могут вмешиваться в процедуру оценивания, давать предупреждения, приостанавливать процедуру вплоть до удаления с экзамена.
Типичные нарушения, которые может выявить данная технология: подмена или отсутствие экзаменуемого, разговоры или присутствие посторонних в месте проведения оценки, увод взгляда от экрана, наличие дополнительных материалов в доступе у экзаменуемого, в том числе сайтов с подсказками в другом окне браузера, использование запрещённых технических средств и др.
К недостаткам процедур прокторинга часто относят достаточно высокую стоимость внедрения прокторинговых систем (в которую входит стоимость программного обеспечения и инфраструктуры, а также оплата работы прокторов), а также риски, которые возникают при работе с конфиденциальными данными учащихся (для верификации личности часто используются документы и персональные данные, которые должны сохраняться с соблюдением должного уровня безопасности).
Помимо использования в онлайн-обучении технологии прокторинга применяются в практике оценки персонала, при проведении тестирований в ходе подбора кадров или при проведении аттестации сотрудников.