«Проект Россия»
«Прое́кт Росси́я» (ПР), российский журнал по архитектуре, градостроительству и дизайну. Основан в 1995 г. в Москве нидерландским архитектором Б. Голдхоорном.
Главные редакторы: Голдхоорн (до 2007), архитектор, урбанист, архитектурный критик А. М. Муратов (2007–2013), архитектор, архитектурный критик А. М. Белов (2013–2016), журналист, куратор Ю. О. Шишалова (2018–2022).
В разные годы сотрудниками редакции были историк архитектуры А. Ю. Броновицкая, архитектурный критик, куратор Е. Ц. Гонсалес, искусствовед, архитектурный критик Л. В. Копылова, графический дизайнер В. Г. Кричевский, архитектурный журналист Е. В. Микулина, медиаменеджер О. В. Потапова, искусствовед, архитектурный критик Г. И. Ревзин, критик, теоретик архитектуры С. В. Ситар, философ, искусствовед, музыкальный критик С. В. Ходнев.
Б. Голдхоорн в 1985–1992 гг. был редактором журнала по архитектурной теории OASE (издаётся в Нидерландах с 1981), и приобретённый им опыт оказал влияние как на концепцию, так и на первый дизайн-макет ПР. Получив гранты фонда IKEA Foundation и Министерства культуры Нидерландов на создание в России журнала по архитектуре на русском и английском языках, Голдхоорн заручился поддержкой молодых российских архитекторов С. В. Ситара, Г. А. Соболева, О. В. Потаповой, а также искусствоведов Г. И. Ревзина и Л. В. Копыловой в организации издания – как редакционной части, так и финансово-рекламной.
Голдхоорн проводил редакционную политику, независимую от государственных органов, творческих союзов и бизнес-структур. Это позволило журналу во 2-й половине 1990–2000-х гг. стать важной дискуссионной площадкой, где вырабатывалось понимание сути профессии архитектора в новой России в условиях рыночной экономики и демократического строя, а также продвижения ценностей «рациональной, экономичной, современной, социально ориентированной, ответственной» архитектуры (Проект Россия. 1998. № 11. С. 25). В этот период были основаны региональные партнёры издания, распространявшие эти ценности в тех российских городах, где существовали сильная местная архитектурная традиция и живое профессиональное сообщество: «Проект Сибирь» (Новосибирск, издавался в 1999–2010, главный редактор А. Ю. Ложкин), «АСС/Проект Волга» (Самара, издавался в 1997–2018, с 2003 – в партнёрстве с ПР, главный редактор Н. Г. Кучер), «Проект Байкал» (Иркутск, издаётся с 2004, главный редактор Е. И. Григорьева), «Проект Балтия» (Санкт-Петербург, издаётся с 2007, главный редактор В. В. Фролов). Таким образом, плеяда журналов с общим брендом и дизайн-макетом способствовала утверждению идей прогрессивной архитектуры и формированию архитектурного цеха в постсоветской России в целом.
В первое десятилетие существования важное достижение журнала состояло в том, что он интегрировал российский архитектурный процесс – прежде всего для самих его участников – в международный контекст, из которого тот был часто исключён в советское время. Зарубежный опыт Голдхоорна позволял ему оценивать наблюдаемые в России явления и процессы (возникновение частной архитектурной практики, формирование профессиональных стандартов, взаимодействие с частным и государственным заказчиком, отношения архитектора и общества) через призму устройства архитектурной отрасли в Европе конца 20 в. Все тексты журнала с момента основания до 2017 г. публиковались с параллельным переводом на английский язык, его номера распространялись за пределами России и поступали в зарубежные библиотеки: ПР служил важным источником информации об отечественной архитектурной сфере для международного профессионального сообщества. В то же время помочь отечественным архитекторам узнать о достижениях зарубежных коллег был призван основанный Б. Голдхоорном в 2001 г. в дополнение к ПР журнал «Проект international» (Пi): на заре эры Интернета он стал главным русскоязычным «поставщиком» актуальной информации о международной мировой архитектуре и городском планировании. Не менее важна роль Пi как проводника в мир зарубежной архитектурной, градостроительной и в целом гуманитарной теории. В журнале впервые печатались переводы малоизвестных в тот момент в России, но за рубежом имевших статус классических текстов таких философов, архитектурных теоретиков, гуманитарных исследователей и архитекторов, как М. Хайдеггер, М. Фуко, А. Лефевр, П. Вирильо, М. Тафури, А. Росси, Р. Сеннет, М. Кастельс, Б. Латур, К. Роу, Ч. Дженкс, К. Фремптон, Р. Колхас, П. Цумтор, П. В. Аурели и др. Редактором рубрики «Теория» («Тексты»), оформившейся в полноценный раздел журнала в 2006 г., был С. В. Ситар.
В ПР регулярно публиковались проекты впоследствии известных и авторитетных бюро и архитекторов «А-Б», «Атриум», «Остоженка», «Поле Дизайн», «Проект Меганом», творческое производственное объединение (ТПО) «Резерв», «Рождественка», «Сенаб Проект», А. Р. Асадова, Е. В. Асса, М. А. Белова, С. Б. Киселёва, А. А. Козыря, Т. Б. Кузембаева, С. А. Скуратова, М. А. Филиппова, С. Э. Чобана, Н. И. Явейна. Отдельный номер посвящён творчеству архитектора и художника А. С. Бродского (ПР. 2006. № 41). Для редакции было важно не только давать представление о столичной архитектурной сцене, но и находить самобытную архитектуру в других городах страны, которые в 1990-е – начале 2000-х гг. обрели бо́льшую политическую, экономическую и культурную свободу от «центра». В ПР (1997. № 4) было впервые описано явление нижегородской архитектурной школы, в которой Б. Голдхоорн увидел своеобразный постмодернистский подход, свободу творческой воли и изобретательность (Е. Н. Пестов, А. Е. Харитонов и др.), регулярные публикации на эту тему появлялись и позднее. Ещё одно региональное «открытие» Голдхоорна – самарская школа, яркий представитель которой – С. А. Малахов (ПР. 2001. № 21. Загород).
Для А. М. Муратова, сначала занимавшего должность заместителя главного редактора, а в 2007–2013 гг. возглавлявшего журнал, среди основных принципов редакционной политики, которые он перенял от своего предшественника, был также важен отказ от иерархичности, т. е. деления архитекторов на «генералов», «звёзд» и новичков: рядом могли быть опубликованы проекты молодого автора и уже прославившегося мастера. Существенна при этом не только эстетическая, но и этическая позиция редакции журнала: предпочтение отдавалось архитекторам, ведущим частную практику, в отличие от архитекторов-чиновников, «встроенных» в систему крупных проектных институтов, унаследованную с советских времён и существующую за счёт государственного или муниципального заказа, который на страницах журнала подвергался критике за непрозрачность и злоупотребления. Ратуя за творческую конкуренцию, журнал уделял пристальное внимание такому её механизму, как архитектурные конкурсы, посвящая им отдельные номера (ПР. 1998. № 8. Конкурсы; 2003. № 29. Конкурсы 2; 2012. № 63. Конкурсы) и большие публикации.
Журнал не пропагандировал конкретное стилевое направление: архитектура как явление рассматривалась редакцией в широком социальном и культурном контексте. В этом смысле важна роль в формировании редакционной политики на начальном этапе Г. И. Ревзина, который в 1996–2000 гг. занимал должность заместителя главного редактора ПР, параллельно обозревая архитектурный процесс в газете «Коммерсантъ». Ревзин усложнил и расширил взгляд на современную российскую архитектуру, опираясь в её интерпретации на свои глубокие знания о русской и европейской традиции. В 2001 г. им основан журнал «Проект Классика», который издавался до 2009 г.
Редакция ПР инициировала дискуссии на животрепещущие для профессии темы, становясь центром интеллектуального обмена и формирования внутрицеховой повестки дня. В фокусе внимания были регулирование и профессиональные стандарты в сфере архитектуры и градостроительства, профессиональная этика и социальная ответственность архитектора, принципы работы в исторической среде и ценность архитектурного наследия и т. п. (круглый стол «Архитектура в посттоталитарном обществе»: ПР. 1995. № 1; круглый стол «Человек с осмысленным лицом»: ПР. 2006. № 40; круглый стол «Средовой подход и реальное строительство»: ПР. 2007. № 43).
Бум строительной активности, наступивший в середине 2000-х гг., в большой степени снял проблему борьбы частнопрактикующих архитекторов за заказы (которых теперь было достаточно для всех), выдвинув на первый план вопросы архитектурной политики в городском масштабе, тему норм и правил, в соответствии с которыми должен развиваться город. Под руководством А. М. Муратова произошёл разворот от отдельных архитектурных типов к градостроительной проблематике. Важными с этой точки зрения являются два события – разработка стратегического мастер-плана Перми (ПР. 2010. № 56. Пермь) и разработка очередного генплана Москвы, вылившаяся в международный конкурс на концепцию мастер-плана Московской агломерации (ПР. 2012. № 66. Большая Москва). Развитие эта тема получила в связи с проектом инновационного центра «Сколково» [ПР. 2011. № 60. Большие проекты, а также приложение «Innovation+Urbanism» (I+U), где публиковались материалы о сколковском проекте и о различных подходах и видах логики развития городов].
Существенный вклад был сделан в просвещение аудитории в области истории архитектуры, благодаря публикациям таких исследователей, как А. Ю. Броновицкая [статьи о советском наследии, в том числе ВСХВ – ВДНХ (ПР. 2015. № 75), истории советских НИИ (ПР. 2007. № 46), творческом наследии Л. Н. Павлова (ПР. 2009. № 54)] и Вл. В. Седов [цикл текстов об образцах русского храмового зодчества (ПР. 1998. № 10; 2005. № 36); раздел «SOS» о спасении архитектурного наследия]. Отдельного упоминания заслуживают путеводители по архитектуре городов России (Нижнего Новгорода: ПР. 1997. № 4; Иванова: ПР. 2000. № 18; Екатеринбурга: ПР. 2000. № 17; Самары: ПР. 2001. № 19, и др.), систематические публикации на основе инициированного Б. Голдхоорном изучения архитектуры советского модернизма, в том числе статья Броновицкой «Сны о чём-то дальнем: советская архитектура и Запад от оттепели до перестройки» (ПР. 2004. № 34. С. 89–100).
Во 2-й половине 2010-х гг. «Проект Россия» пережил кризис идентичности на фоне острой конкуренции бумажной прессы с онлайн-изданиями и сокращения рынка рекламы. Предлагая новую концепцию журнала, Б. Голдхоорн заострил задачу отбора и сохранения ключевых архитектурных «событий» на бумажном носителе, выстраивания иерархии в противовес внеиерархичной среде Интернета. С 2018 г., когда редакцию возглавила Ю. О. Шишалова, отбор проектов для публикации осуществляет международное жюри из числа практикующих архитекторов: А. Л. Гнездилов, А. А. Козырь, А. В. Цимайло (РФ), С. Боэри (Италия), Р. Конечный (Польша), К. Пассас (Великобритания), К. Смит (США) и др. Каждый номер позиционируется как итог открытого конкурса на 30 лучших реализованных за последние три года проектов того или иного типа (общественное здание, общественное пространство, частная архитектура, экспозиционный дизайн, проекты реконструкции и др.).
Первый дизайн ПР был разработан в тот момент начинающим графическим дизайнером Е. А. Корнеевым совместно с арт-директором ПР С. В. Ситаром. Консультантом по дизайну выступил графический дизайнер В. Г. Кричевский. Определённое влияние на макет оказал пример журнала OASE, автором дизайна которого был известный нидерландский дизайнер К. Мартенс. В 2005 г. Корнеев (дизайнер журнала до номера 86 за 2017, включительно) осуществил редизайн журнала. В переходный период с 2017 по 2018 гг. (номера 83–86) в новом дизайн-макете, вновь разработанном Корнеевым, от перевода на английский язык отказались. С радикальной сменой концепции ПР в 2018 г. (т. е. начиная с номера 87) ученик Корнеева, графический дизайнер А. Крицук, предложил новый дизайн-проект журнала: тематическая часть номера выпускается на русском языке, на английский переводятся только материалы раздела «Тексты».
Статьи в ПР сопровождались многочисленными иллюстрациями, в первую очередь фотографиями зданий и интерьеров (в начале своей деятельности редакция делала акцент на публикации воплощённых проектов, учитывая повышенную сложность реализации в условиях переходного состояния строительной отрасли в 1990-е гг.). Журнал стал важным заказчиком качественных материалов такого рода, что значительно повлияло на развитие жанра архитектурной фотографии в России. С ПР сотрудничали фотографы И. А. Пальмин, Ю. И. Пальмин, К. В. Аван-Дадаев, А. М. Народицкий, А. Э. Ягубский, А. Ф. Русов, И. А. Иванов.
Журнал выходил четыре раза в год (с перерывом в 2017–2018) до июня 2022 г., когда был опубликован номер 100 «Пространственное развитие», на котором выпуск печатных номеров со сквозной нумерацией был прекращён. Тираж издания в конце 2000-х гг., на пике строительного бума, достигал 10 тыс. экземпляров, в 2022 г. он составил 5 тыс. экземпляров. Редакция продолжает развивать сайт журнала, а также заниматься издательскими спецпроектами.