Портовые гидротехнические сооружения (легальная дефиниция)
Порто́вые гидротехни́ческие сооруже́ния, инженерно-технические сооружения (берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, пирсы, причалы, а также подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ), расположенные на территории морского порта, взаимодействующие с водной средой и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания и стоянки судов [п. 4 ст. 4 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон № 261-ФЗ)].
В п. 3.2.2 ГОСТ Р 54523-2011 «Портовые гидротехнические сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» (введён в действие приказом Росстандарта от 25 ноября 2011 № 600-ст) под портовыми гидротехническими сооружениями понимаются инженерно-технические сооружения (причалы, рейдовые перегрузочные комплексы, оградительные, берегоукрепительные и судоподъёмные сооружения, а также подходные каналы и акватории, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ), расположенные на территории и/или в акватории порта, взаимодействующие с водной средой и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания, стоянки и обслуживания судов, грузопереработки и обслуживания пассажиров.
В соответствии с градостроительным законодательством портовые гидротехнические сооружения, являющиеся объектами инфраструктуры морского порта (исключение составляют объекты, предназначенные для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов), относятся к особо опасным и технически сложным объектам (п. 9 ч. 1 ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ).
При эксплуатации портовых гидротехнических сооружений должны соблюдаться правила обеспечения их безопасности и сохранности. Так, например, в отношении указанных сооружений в морском порту не допускается:
швартовка судов к сооружениям, на которых отбойные устройства не оборудованы или повреждены;
швартовка судов за отбойные устройства, а также за части сооружения, не предназначенные специально для швартовки;
швартовка к причалам судов с параметрами бо́льшими, чем параметры расчётного судна, установленные для причала;
швартовка судов к волнозащитным и берегоукрепительным сооружениям (за некоторым исключением) (пункты 104, 108 Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах РФ и на подходах к ним, утверждённых приказом Минтранса России от 12 ноября 2021 № 395).