«Плеяда» (группа норвежских пасторов)
«Плеяда» норвежских пасторов. В 1-й четверти 18 в. ярким проявлением пиетизма в Норвегии стала деятельность 7 пасторов из Северного Вестланна, впоследствии прозванных «Плеядой» («Семизвездием»), во главе с Томасом фон Вестеном (1682–1727), приходским священником в Вейи в Ромсдале. В 1714–1715 гг. они направили королю Фредерику IV несколько посланий с изложением своих идей по преобразованию церкви в духе основателя пиетизма Ф. Я. Шпенера. Члены «Плеяды» подчёркивали, что христианство определяло лишь внешнюю сторону жизни большинства прихожан, не затрагивая их внутренних чувств. Для более глубокого проникновения христианского учения в души людей они призывали к активному катехизаторству, широкому распространению среди населения Библии, Псалтири, постилл (сборников проповедей), к укреплению церковной дисциплины и улучшению образования пасторов и проповедников с акцентом на практическую теологию и личное благочестие. Король с одобрением встретил их предложения и передал письма в Миссионерскую коллегию Церкви Норвегии. Большинство предложений «Плеяды» остались нереализованными, но сыграли важную роль, предварив религиозные реформы 1730–1740-х гг. Семь пасторов своими силами распространили в приходах около 1 тыс. экземпляров Библии и Псалтири и около 500 постилл. Важнейшим призывом «Плеяды» стало расширение миссионерской деятельности, особенно среди саамов. Фон Вестен был назначен преподавателем теологии при кафедральной школе в Тронхейме и ответственным за миссию в Северную Норвегию (1716). Миссионерская коллегия поддержала его стремления, в т. ч. по политическим причинам: в условиях войны со Швецией миссия в Финнмарке демонстрировала принадлежность этого региона к Норвегии. Фон Вестен изучал саамский язык, совершил три миссионерских поездки в Финнмарк, учредил семинарию для подготовки миссионеров и преподавателей со знанием саамского языка, которые должны были обучать саамов на их родном языке и разрабатывать саамскую литературу (1717). Пиетистские взгляды фон Вестена часто расходились с мнением более ортодоксального тронхеймского епископа Педера Крога (на кафедре в 1689–1731). Конфликт между ними привел к тому, что фон Вестен оставил преподавание в кафедральной школе, находившейся в ведении епископа, и стал проводить обучение саамских мальчиков на дому (1719). После смерти фон Вестена, которого, наряду с православным монахом преподобным Трифоном Печенгским (1495–1583), называют «апостолом саамов», миссия в Северной Норвегии продолжилась. Уже в 1730-х гг. Финнмарк перестал считаться миссионерским округом и стал ординарной частью Церкви Норвегии с приходской структурой.
Ещё одним членом «Плеяды» был капеллан на Лофотенских о-вах Х. Эгеде (1686–1758), прозванный «апостолом Гренландии». Для организации миссии в Гренландию, где, по его мнению, ещё могли оставаться католики, он основал Бергенскую компанию, которая должна была возродить торговые связи с этим островом. Эгеде высадился в Гренландии (3 июля 1721), где обнаружил лишь местное население – инуитов. Он провёл среди них 15 лет и основал колонию Готхоб (ныне Нук). Миссия Эгеде столкнулась с трудностями, а Бергенская компания была закрыта (1727). Крещёное инуитское население вымерло в годы эпидемии оспы (1733–1734), а деятельность миссионеров-гернгутеров не имела успеха. Эгеде вернулся в Копенгаген, где основал Гренландскую семинарию (1736) и написал ряд научных трудов о языке, культуре и природе Гренландии. После Эгеде работу в Гренландии продолжили другие норвежские миссионеры.