Пивоваров Виктор Григорьевич
Пивова́ров Ви́ктор Григо́рьевич (1932–1994), исследователь религиозности в СССР, доктор философских наук. В 1980–1990-х гг. работал в аналитических структурах городской власти Москвы (Институт развития Москвы, Моссовет, мэрия). В 1960–1970-х гг. участвовал в организации и проведении социологических исследований религиозности в Горьковской области, Марийской и Чечено-Ингушской АССР. Тема кандидатской диссертации (1968) – «Опыт монографического исследования религиозной группы прихожан в системе церковного прихода».
Результаты исследования православных приходов, трех городских в г. Горький (ныне Нижний Новгород) и одного сельского в селе Саконы Ардатовского района Горьковской (ныне Нижегородской) области, были обобщены в работе Пивоварова «Структура религиозной общины» (Грозный, 1970). Автор определяет верующих через религиозную мотивацию участия в богослужениях, но вместе с тем отмечает участие неверующих в богослужениях и таинствах (крещении, венчании) и погребальном церковном обряде – «по нерелигиозным мотивам». Вопрос типологии верующих не имел самостоятельного значения в данном исследовании. Респондентам самим предлагалось оценить степень своей религиозности в соответствии с предложенным набором формальных критериев. В итоге участники богослужений были разбиты на 4 группы: 1) считающие себя верующими, 2) колеблющиеся, 3) безразлично относящиеся к вере и 4) выступающие против отдельных элементов религии. Несмотря на наличие методологически разработанного подхода к изучению церковного прихода (православной общины), издание отличают фрагментированность и неполнота обнародованных данных, что можно отнести к последствиям цензурирования. (О применении цензуры свидетельствует и гриф «для служебного пользования» на докторской диссертации «Проблемы методологии, методики и научной организации исследования религиозности» Москва, 1976.) Ещё одно доказательство цензурирования можно обнаружить также в тексте работы «Структура религиозной общины», в котором не встречается общая цифра участников опроса (в том числе отдельно по сельскому и городским приходам), не приводится процентное соотношение среди 4 выделенных групп верующих – указаны лишь количественные показатели четвертой группы: 3% в селе и 9% в городе, хотя автор отмечает, что представительно отобрал 468 человек, участвовавших в церковном обряде погребения. Вместе с тем, текст даёт представление об отсутствии реального влияния на верующих атеистической пропаганды: 1/5 прихожан в городе «не включена в сферу атеистической информации» и 1/3 на селе.