Пересветов Иван Семёнович
Пересве́тов Ива́н Семёнович (16 в.), древнерусский книжник.
Выходец из западнорусских земель. Сведения о жизни Пересветова содержатся в его сочинениях – в Малой и Большой челобитных, адресованных Ивану IV Васильевичу. В конце 1520-х гг. поступил на военную службу к венгерскому королю Яношу Запойяи, прослужил 3 года; в начале 1530-х гг. – на службе у Фердинанда I Габсбурга, позднее – у молдавского господаря Петра Рареша; в конце 1530-х гг. поселился в Москве. Сочинения Пересветова были написаны в конце 1540-х гг. и тогда же переданы Ивану IV.
Основные идеи произведений Пересветова, сохранившихся в сборниках 17 в. («Сказание о книгах», «Сказание о Магмете-салтане», «Первое предсказание философов и докторов», «Малая челобитная», «Второе предсказание философов и докторов», «Сказание о царе Константине» и «Большая челобитная», а также обработка «Повести о Царьграде» Нестора Искандера, 15 в.), – укрепление армии и забота о «воинниках», реформа административного управления и усиление самодержавной власти, пресечение судебного мздоимства, ограничение влияния вельмож-бояр, царская «гроза» как основа благополучия государства, необходимость завоевания Казанского царства – в точности соответствуют преобразованиям и военным акциям, начатым Иваном IV в 1550-х гг. На этом основании авторство Пересветова отвергалось Н. М. Карамзиным, С. М. Соловьёвым, И. И. Полосиным и некоторыми другими историками. По мнению Д. Н. Альшица, Пересветов – псевдоним, а сочинения были написаны приближёнными царя: священником Сильвестром, думным дворянином А. Ф. Адашевым, а также служилым дворянином Петром Губастым, факты биографии которого отражены в «Малой челобитной». Однако большинство учёных склонны считать Пересветова реальной личностью и автором указанных произведений.
Пересветов в целом выражал интересы дворянства, но отрицал порабощение людей как дьявольское наущение. Для Пересветова характерна антитеза «веры» и «правды», причём «правда» – справедливое государственное устройство – ставится им выше «веры», характеризующей отношение человека к Богу, поскольку соблюдение «правды» – исполнение Божественной воли.
Сочинения Пересветова принадлежат к разным жанрам: литературно обработанное прошение-челобитная, трактат, повесть-притча. Для стиля характерно использование риторических приёмов (анафора, синтаксический параллелизм и др.), созвучий-рифмоидов, ритмизации речи, афоризмов («Как конь без узды, так и царство без грозы», «Бог не веру любит – правду»).