Островцев Андрей Николаевич
Остро́вцев Андре́й Никола́евич [30.7(12.8).1902, Москва – 13.6.1988, там же], российский учёный, конструктор автомобилей и организатор производства, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1975). В 1929 г. окончил Московский механический институт имени М.В. Ломоносова (ныне Московский политехнический университет). В 1930–1939 гг. конструктор, главный конструктор Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ). В 1939–1941 гг. главный конструктор Московского автомобильного завода имени КИМ (после 1992 ОАО «Москвич», ликвидирован в 2010), возглавлял работы по созданию первого советского малолитражного легкового автомобиля КИМ-10 в различных модификациях (1940, четырёхместный, скорость до 90 км/ч). В 1941–1942 гг. Островцев – главный конструктор завода «Искра» (Москва), главный конструктор по автомобильной промышленности в Наркомате среднего машиностроения. В 1942–1961 гг. заместитель главного конструктора Московского автозавода ЗИС (с 1956 ЗИЛ) и главный конструктор завода по легковым автомобилям. Под руководством Островцева созданы автомобили высшего класса ЗИС-110 (1945, скорость до 140 км/ч) и ЗИЛ-111, на котором впервые в СССР началось серийное применение автоматической гидромеханической коробки передач (серийно с 1958, 170 км/ч). В 1953–1983 гг. Островцев – заведующий кафедрой Московского автомобильно-дорожного института (ныне Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет), профессор с 1955 г., в 1984–1988 гг. профессор-консультант кафедры. Государственная премия СССР (1947).