Осинский Лев Александрович
Оси́нский Лев Алекса́ндрович (9.7.1924, Оренбург – 17.8.2003, Москва; похоронен на Ваганьковском кладбище), российский артист цирка, акробат, эквилибрист, заслуженный артист РСФСР (1966).
Отец – военный инженер Александр Николаевич Осинский (1896–1937), расстрелян, реабилитирован в 1956 г.; мать – домохозяйка Татьяна Александровна Осинская (1899–1964), репрессирована в 1937 г., реабилитирована в 1956 г.
После ареста родителей в 1937 г. вместе с младшим братом Радием Александровичем Осинским (1927–1992) был определён в детский дом в г. Уральск Западно-Казахстанской области (ныне Казахстан). В 1938 г., предположительно, сбежал из детского дома, стал учеником циркового силового гимнаста и борца Яна Дойнова. Гастролировал с бродячей труппой цирковых артистов, выступал с сольным номером «Человек-змея» в жанрах каучук и клишник, в номере «Крафт-акробаты» был партнёром (верхний) Дойнова.
С 1940 г. в Москве, артист в групповом номере «Танец лягушек» в цирковой пластико-акробатической сюите с элементами эквилибристики «Лесная идиллия» под руководством В. А. Волжанского.
2 ноября 1942 г. призван в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию и направлен в артиллерийскую школу в Коломне (Московская область). Окончив ускоренный курс обучения, служил наводчиком-артиллеристом противотанкового орудия в составе 562-го Истребительного противотанкового артиллерийского полка, командовал отделением. В сражении под Тулой был ранен, после лечения в госпитале вернулся в строй. Летом 1943 г. в должности командира орудия участвовал в Прохоровском танковом сражении Курской битвы, получил тяжёлое осколочное ранение, потерял левую руку и был комиссован.
В 1944 г. вернулся на манеж в составе группы В. А. Волжанского. Одновременно с работой в номере «Танец лягушек» готовил сольный авторский номер под руководством Н. Э. Баумана.
В 1950 г. сконструировал уникальный реквизит и создал совместно с В. А. Волжанским сольный номер «Эквилибр на одной руке», построенный на плавной, ритмичной смене акробатических, скульптурно-пластических движений и статичных поз под музыку. Номер демонстрировался на вращающейся цилиндрической площадке высотой 1,8 м и телескопической трости, которая в ходе представления поднимала артиста ещё на 2,5 м вверх. Общая высота конструкции составляла более 4 м.
«Лев Осинский не разрушал рамки жанра. <…> Но он нашёл тот безупречный вариант, при котором все минусы и "но" жанра скрыты и затенены, вариант, при котором эквилибр становится красивым.
<...> Неестественная прикованность к месту опоры у Осинского стало единством скульптуры и пьедестала. Статичность самих трюков незаметна благодаря вращению; каждую секунду зритель видит что-то новое. Медленный темп выступления эквилибристов здесь превратился в темп плавного вальса. Больше того, здесь быстрота и спешка уничтожили бы всё. Осинский даже специально замедляет свои движения – и впечатление сильное. Вы не видите лица и мимики артиста, но это компенсируется необычайной выразительностью его фигуры. Дополняют друг друга все компоненты – костюм, музыка, свет.
Последний трюк – трость поднимается на высоту около трёх метров плюс высота пьедестала; в сумме получается почти высота подвески трапеции или рамки. То есть работа опасна. Но вы совершенно этого не замечаете, а Лев Осинский не акцентирует» (Румянцева. 1974. С. 18–19).
Золотая медаль 1-го Международного фестиваля циркового искусства в Варшаве (1956).
Гастролировал в Бельгии, Болгарии, ГДР, Греции, Люксембурге, Нидерландах, Польше, Румынии, Франции, Югославии, Японии.
В 1978 г. завершил артистическую карьеру.
Награждён орденом Красной Звезды (1943), орденом Трудового Красного Знамени (1958), орденом Дружбы народов (1980), орденом Отечественной войны 1-й степени (1985).
Л. А. Осинскому посвящены: документальная повесть А. Я. Аронова «Пассажир без билета» (1967), игровые фильмы «Человек в зелёной перчатке» (режиссёр Н. В. Экк, 1967), «Эквилибрист» (режиссёр Л. А. Нечаев, 1976).
Жена – Валерия Михайловна Волокова. Их дочь – Марина Львовна Осинская.