Одарченко Юрий Павлович
Ода́рченко Ю́рий Па́влович [5 (18).8.1903, Москва – 25.7.1960, Париж], русский поэт, прозаик, художник, дизайнер.
Родился в состоятельной семье московского банкира украинского происхождения Павла Филипповича Одарченко (умер в 1930). В детстве часто бывал в доме своего деда в дачном посёлке Кулики (Сумской уезд Харьковской губернии), что нашло отражение в повести «Детские страхи» (не окончена), с её мистическими гоголевскими мотивами. В 1920 г. вместе с родителями и братьями эмигрировал в Париж, где в конце 1920-х гг. окончил Школу изящных искусств (École de Beaux-Arts de Paris). По её окончании влился в художественную среду русского Парижа, познакомился с С. Ю. Судейкиным, Н. В. Ремизовым и др. Первая жена – Ирина Александровна Мамонтова (с конца 1920-х), племянница известного мецената С. И. Мамонтова; вторая – Елизавета Флёри (с 1930), дочь богатого французского буржуа.
В 1930-е гг. организовал стекольный бизнес, а затем ателье по росписи тканей. До войны в литературной жизни русского Парижа не участвовал. В течение 1946 г. совместно с В. А. Смоленским и А. Е. Шайкевичем подготовил и в феврале 1947 г. издал альманах «Орион», где дебютировал как прозаик, опубликовав главу «Псёл» из повести «Детские страхи». Осенью 1947 г. в газете «Русские новости» состоялась его первая поэтическая публикация – стихотворение «Той дорогой, которой иду…».
При жизни Одарченко вышла единственная его книга – поэтический сборник «Денёк» (1949), в который вошли 46 стихотворений, написанных в 1946–1949 гг. На сборник откликнулись ведущие критики русского зарубежья. Н. Н. Берберова указала на связь поэтики Одарченко с ранними стихами Н. А. Заболоцкого. Г. В. Адамович отметил, что его стихи «вкрадчивы, лукавы, насмешливы, чуть-чуть ядовиты, двусмысленны и за их нарочитыми прозаизмами скрыты какие-то "бездны", в которые стоит вглядеться» (Адамович Г. Четыре поэта // Русские новости. 1949. 15 июля). Положительные рецензии дали А. В. Бахрах, Г. В. Иванов, Ю. П. Иваск, Ю. К. Терапиано.
Г. В. Иванов в набросках статьи о послевоенной поэзии писал: «Появись "Денёк" в России, <…> – Одарченко оценили бы, я уверен, выше, чем за рубежом. Одарченко по всему своему душевному складу, отражающемуся в его творчестве, мне кажется, не из числа тех, кто расположен "творить прекрасное" вне естественной русской среды, без возможности, в метафизическом и прямом смысле, в ней размахнуться и раскачнуться» (ОР РГБ, ф. 713, оп. 1, ед. хр. 10. Л. 17).
По 1957 г. включительно стихи Одарченко выходили в «Новом журнале», позже – в журнале «Возрождение».
Для поэзии Одарченко характерны фантастические сюжеты, сюрреалистические детали. Часто это едва ли не наивные детские стишки, но всегда граничащие с кошмаром:
Мальчик катит по дорожке
Лёгкое серсо.
В беленьких чулочках ножки,
Лёгкое серсо. <...>
Мальчик смотрит, улыбаясь:
Ворон на суку,
А под ним висит, качаясь,
Кто-то на суку.
Прозаическое наследие Одарченко невелико: кроме упомянутой повести, известно лишь несколько рассказов и эссе. Центральная тема прозы – детство, тесным образом связанное с потусторонностью, принадлежностью к иному миру, с зыбкостью границ между ним и реальностью.
Немногочисленные друзья и знакомые находили объяснение феномену Одарченко в «сверхчувственном зрении», которое породило особый мир его творчества и привело к трагическому финалу (Одарченко Ю. «Я расставлю слова...» / вступ. сл. Г. Маневич // Арион. 1996. № 4. С. 74). Покончил с собой, отравившись газом.