«Обливанные дни»
«Облива́нные дни», обряд обливания друг друга водой в понедельник и вторник на Пасхальной неделе. Распространён у народов Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы – в Польше (Lejek, Lejos, Lany poniedziałek, Oblewanka, Polewaczka, Mokry dyngus), Словакии (Polievaný pondelok), Западной Украине (Поливаний понедiлок, Обливаний вiвторок), Венгрии (Húsvet loskolkodás), Воеводине и Банате (Водени понедељак, Водени уторак), в меньшей степени – в Германии. Бытовал главным образом среди молодёжи. Помимо общего для всех омовений очистительного, апотропейного и благопожелательного смысла (обливание служило оберегом, средством повышения молочности коров, вызывания дождя и т. п.), обряд был способом регулирования отношений между полами в молодёжной среде. Парень старался облить понравившуюся ему девушку, а в ответ получал от неё пасхальное яйцо, калач, вышитый платок и др. У словаков парни выставляли эти подарки у себя в окнах; у гуцулов парень после этого должен был приглашать эту девушку танцевать на молодёжных собраниях. Если девушку сознательно не облили, это выражало осуждение её молодёжным сообществом за развязное поведение (или, наоборот, излишнюю разборчивость и гонор); местами, напротив, количество вёдер, вылитых на девушку, соответствовало количеству её «пороков», которые парни перечисляли в особых куплетах (польск. przywoływki), исполняемых в Пасхальное воскресенье. Иногда парни волокли девушек к колодцу «насильно», врывались к ним в дом (в том числе через окно, печную трубу и т. п.), вытаскивали спящими из постели и т. д. Роли в обряде могли чередоваться: в понедельник мужчины обливали женщин, во вторник – наоборот. На севере и западе Польши, в Чехии, большей части Германии и др. вместо обливания водой парни и девушки били друг друга зелёными ветками (ср. с обычаями Пальмового воскресенья).