«Новый лейборизм»
«Но́вый лейбори́зм» (New Labour), идейная и организационная модернизация Лейбористской партии Великобритании в период 1994–2010 гг.
Предыстория
Острая необходимость в модернизации Лейбористской партии была связана с тем, что после поражения на выборах 1979 г. её политическая программа резко сдвинулась влево, на протяжении 1980-х гг. партия неизменно проигрывала парламентскую борьбу и перестала быть привлекательной для большинства избирателей. Успех неоконсервативных реформ М. Тэтчер, противоречивших традиционным лейбористским идеалам расширения государственного сектора экономики, внедрения дорогостоящих государственных социальных программ; размывание электоральной базы партии за счёт уменьшения числа рабочих индустриального производства, а также падение интереса к левой идеологии в целом в условиях распада СССР привели к т. н. системному кризису западной социал-демократии, в том числе британских лейбористов. Отдельные попытки модернизировать Лейбористскую партию с целью сделать её вновь привлекательной для широких слоёв населения предпринимались с середины 1980-х гг. в период лидерства Н. Киннока (1983–1992) и Дж. Смита (1992–1994), однако они так и не привели к успеху на выборах. Лейбористы находились в оппозиции с 1979 до 1997 гг.
Проект «нового лейборизма» (1994–1997)
Этап в истории партии, получивший название «новый лейборизм», связан с избранием на пост её лидера Т. Блэра в 1994 г. В команду «новых лейбористов» вошли такие деятели, как Г. Браун, А. Кэмпбелл, П. Манделсон и ряд других. Смысл модернизации партии заключался в стремлении избавиться от «старых» идейных и организационных догм, которые, с точки зрения реформаторов, мешали партии адаптироваться к современному миру и выйти на новый более успешный рубеж своей истории.
Основным компонентом идейной модернизации стал отказ от национализации, огосударствления как обязательного условия построения более справедливого общественного порядка. «Старые» лейбористы часто ассоциировались в глазах избирателя с политикой национализации, которой занимались лейбористские кабинеты, начиная со 2-й половины 1940-х гг. В 1995 г. партия по инициативе Т. Блэра пересмотрела 4-й пункт своего устава, исключив из него общественную собственность на средства производства в качестве цели партии. С точки зрения «новых лейбористов» эта формулировка цели, неизменно присутствовавшая в уставе с 1918 г., была своего рода пережитком «старого» лейборизма и уже не соответствовала новым программным приоритетам.
Смысл организационной модернизации, проведённой «новыми лейбористами», заключался в том, чтобы избавиться от имиджа партии, ориентированной на профсоюзы, и попытаться привлечь к себе широкие слои среднего класса, представителей бизнеса, финансовых кругов. Была снижена доля профсоюзных голосов на ежегодной лейбористской конференции, предприняты настойчивые попытки увеличить партийное членство за счёт заинтересованных людей, находившихся за рамками тред-юнионов, которые входили в партию тысячами на основе коллективного членства. Т. Блэр сумел установить хорошие деловые контакты со многими представителями бизнеса, обеспечив лейбористам дополнительную финансовую поддержку.
«Новые лейбористы» у власти в период премьерства Т. Блэра (1997–2007)
Осуществлённая модернизация позволила Лейбористской партии во главе с Т. Блэром одержать убедительную победу на парламентских выборах в мае 1997 г. Придя к власти, «новые лейбористы» провозгласили концепцию «третьего пути» – центристский вектор развития. С одной стороны, он отвергал путь тэтчеризма с ярко выраженной опорой на индивидуалистические ценности, приватизацию государственной собственности и пренебрежение проблемами социального неравенства. С другой стороны, «третий путь» символизировал собой отход от «старой» социал-демократии, занимавшейся национализацией и увеличивавшей налоги. Концепция «третьего пути» была разработана директором Лондонской школы экономики и политических наук Э. Гидденсом. «Новые лейбористы», несмотря на обновлённую риторику, тем не менее не отказывались полностью от своих корней, связанных с социал-демократической идейной традицией. Они сместили акцент в сторону ценностей этического, но не государственного социализма.
Приход к власти «новых лейбористов» совпал с благоприятной экономической ситуацией в стране, что позволило партии у власти осуществлять различные социальные программы, направленные на поддержку безработных, нуждающихся, оказывать помощь в приобретении новой востребованной специальности, в то же время избегать увеличения налогового бремени. Некоторые руководители профсоюзов в начале 2000-х гг. пытались проявлять недовольство, заявляя, что Лейбористская партия, придя к власти, мало внимания уделяла вопросам развития старого индустриального сектора, однако это не вылилось в какое-либо серьёзное противостояние. Тред-юнионы по-прежнему продолжали входить в партию на основе коллективного членства, их влияние на принятие партийных решений сократилось, но тесная связь с руководством лейбористов не прервалась.
Проект «нового лейборизма» оказался настолько успешен, что позволил партии во главе с Т. Блэром ещё дважды одержать убедительную победу на парламентских выборах в июне 2001 и в мае 2005 гг. Тем не менее принято считать, что самым ярким с точки зрения масштаба реформ оказался первый парламентский срок «новых лейбористов» 1997–2001 гг. В этот период была проведена конституционная реформа. Осуществлена автономизация регионов (Северная Ирландия, Шотландия, Уэльс получили бо́льшую самостоятельность в решении местных вопросов), введены элементы пропорционального голосования на выборах в региональные парламенты. Лейбористам также удалось добиться сокращения числа наследственных пэров в палате лордов. Изначально партия вынашивала проект дальнейшего реформирования верхней палаты парламента, дискутировались варианты создания полностью избираемой или полностью назначаемой палаты, рассматривалась возможность формирования палаты из избираемых и назначаемых членов, обсуждалось их возможное процентное соотношение. Из-за разногласий внутри партии проект так и не был реализован.
«Новые лейбористы» в период премьерства Г. Брауна (2007–2010)
В июне 2007 г. Т. Блэр подал в отставку по собственному желанию. Его высокая популярность снизилась на фоне затянувшегося участия британских вооружённых сил в военной операции в Ираке (с 2003). Наряду с этим Блэр считал необходимым дать своему безусловному преемнику и давнему соратнику Г. Брауну время освоиться на посту лидера партии и премьер-министра, с тем чтобы успешно провести в будущем новую избирательную кампанию во главе лейбористов и привести их к очередной победе. Премьерство Г. Брауна совпало с наступлением мирового финансового кризиса. На фоне дорогостоящих антикризисных мер, направленных на спасение банковской системы и оживление финансового рынка, в стране наблюдалось падение ВВП, рост инфляции, безработицы, резко возрос бюджетный дефицит. Период руководства лейбористами Г. Брауном оказался сложным и не привнёс с собой заряда новых идей, подобного середине 1990-х гг., когда проект «нового лейборизма» был на подъёме. В мае 2010 г. Лейбористская партия проиграла парламентские выборы и ушла в оппозицию.
Оценка «нового лейборизма»
Проект «нового лейборизма» оказался чрезвычайно успешен с электоральной точки зрения, поскольку позволил партии находиться у власти 13 лет и трижды одерживать победу на выборах с неизменным абсолютным парламентским большинством после долгих лет пребывания в оппозиции. Осуществлённую лейбористами конституционную реформу, направленную на автономизацию регионов и предоставление им большей самостоятельности, можно оценивать как огромное по своей значимости изменение с далекоидущими последствиями, как позитивными, так и несущими в себя отдалённую опасность распада государства. В то же время в адрес модернизаторов неоднократно высказывалась критика с левого фланга о том, что они слишком сильно сдвинули курс своей партии в сторону центра, дистанцировавшись от ряда традиционных социал-демократических приоритетов в погоне за новым избирателем, тем самым поставили под угрозу идентичность партии как представительницы социал-демократической левой идейной традиции.