Недостаток товара, работы, услуги (легальная дефиниция)
Недоста́ток това́ра, рабо́ты, услу́ги, несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и/или описанию при продаже товара по образцу и/или по описанию [абзац 8 преамбулы Закона РФ от 7 февраля 1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (Закон № 2300-1)].
Правом выбора вида требований, которые могут быть предъявлены к продавцу при продаже товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, наделён потребитель. Так, потребитель вправе требовать:
замену недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
соразмерного уменьшения покупной цены;
незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказ от исполнения договора купли-продажи и возврат уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счёт потребитель должен возвратить товар с недостатками [ч. 1 ст. 503 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), п. 1 ст. 18 Закона № 2300-1].
За недостатки товара продавец отвечает в следующих случаях:
в отношении товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что недостатки возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента;
в отношении товара, на который установлен гарантийный срок, если продавец не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы;
при непредоставлении потребителю полной и достоверной информации о товаре продавец несёт ответственность за недостатки товара, возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации (п. 2 ст. 12, п. 6 ст. 18 Закона № 2300-1, п. 4 ст. 495, пункты 1, 2 ст. 476 ГК РФ).