Насос-форсунка
Насо́с-форсу́нка, устройство, применяемое в системе питания дизельного двигателя; объединяет топливный насос высокого давления и сопловую часть форсунки. Насос-форсунка устанавливается непосредственно в головку блока над каждым цилиндром двигателя; встроенный в насос-форсунку распылитель входит в камеру сгорания и служит для равномерного распределения топлива по всему объёму камеры. Момент начала и продолжительность впрыскивания топлива в нужном объёме и под требуемым давлением определяется при помощи электромагнитного или пьезоэлектрического клапана (последний обладает бо́льшим быстродействием). Работа клапана насоса-форсунки контролируется системой управления двигателем на основании сигналов датчиков. Привод насоса-форсунки осуществляется от распределительного вала двигателя. Компоновка насоса и форсунки в одном агрегате позволяет существенно уменьшить объём топлива, находящегося между плунжером насоса и отверстиями распылителя, и тем самым свести к минимуму искажение закона подачи, происходящее вследствие сжимаемости топлива и колебаний давления в системе топливоподачи при применении разделённой топливной аппаратуры.