Плунжерный насос
Плу́нжерный насо́с, объёмный насос высокого давления, в котором в качестве рабочего органа используется плунжер. В плунжерном насосе уплотнитель располагается на цилиндрическом корпусе и движется по его поверхности при совершении плунжером возвратно-поступательного движения. В масляных насосах плунжер обычно непосредственно связан (без шатуна) с кривошипом или эксцентриком.
В дизельных топливных насосах высокого давления получили распространение т. н. плунжерные па́ры (гильза и плунжер) – золотниковое устройство, регулирующее количество впрыскиваемого топлива и распределяющее его по цилиндрам дизеля в соответствии с порядком их работы. Точность обработки деталей современных плунжерных и роторно-плунжерных гидромашин характеризуется значениями зазора между внутренней и внешней цилиндрическими поверхностями и в плунжерных парах достигает 1–3 мкм. Плунжерные пары способны выдерживать очень высокие давления. Например, в момент впрыска топлива в дизельных двигателях давление в плунжерной паре достигает 200 МПа. Плунжерные насосы могут применяться также для перекачивания загрязнённых и вязких жидкостей.