Народные промыслы Свердловской области
Народные промыслы Свердловской области. Развитие народных художественных промыслов на территории современной Свердловской области стало результатом аграрного (17–18 вв.) и промышленного (18–19 вв.) освоения восточных склонов Среднего и Северного Урала. Вследствие раннего промышленного освоения на территории области развились уникальные, порождённые горнозаводским образом жизни промыслы и занятия: художественное литьё, камнерезное и ювелирное дело. Промыслы, характерные и для преимущественно земледельческого населения (лозоплетение, гончарное искусство, берестяной промысел), также существовали, но приобретали региональные особенности, связанные с близостью заводов.
Наиболее известный промысел области – производство подносов, декорированных традиционной уральской лаковой росписью по металлу. Промысел возник в начале 18 в. на металлургических заводах Нижнего Тагила. На подносах, шкатулках и других металлических предметах изображались сюжетные исторические, мифологические и пейзажные композиции. К середине 19 в. трудоёмкая по исполнению сюжетная роспись сменяется цветочной, развивается маховая техника письма, излюбленными мотивами становятся «тагильская роза», «уральская рябина». Тагильская лаковая роспись отличается техникой двухцветного мазка и ценится за богатейшую цветовую гамму, виртуозную проработку мелких деталей, изящный золотой орнамент. Тагильские подносы по версии National Geographic Traveler в 2021 г. стали вторым по популярности национальным народным промыслом в России, уступив только вологодским кружевам. Действует Музей истории подносного промысла Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» (1991; г. Нижний Тагил).
Распространённость на Урале кузнечного дела и художественного литья обусловлена доступностью местного сырья – железа, меди и других металлов. Художественное чугунное литьё в 18–19 вв. было развито на Каменском (г. Каменск-Уральский), Верх-Исетском (г. Екатеринбург), Кушвинском (г. Кушва), Билимбаевском (посёлок Билимбай; городской округ Первоуральск) заводах. Промысел сохранился в отдельных кузнечных мастерских Екатеринбурга, Каменска-Уральского, Полевского.
Сырьём для камнерезного производства, зародившегося в 18 в., служили местные полудрагоценные и поделочные камни, которые находили во время разведки новых рудных месторождений: яшма, малахит, агат, кварц, сердолик, родонит, мрамор. В 19 в. уральские мастера осваивают технику «русской мозаики», в которой пластинами поделочного камня (в основном малахита) оклеивают основу из более дешёвого и прочного камня. Долгое время центром камнерезного искусства области считалась Екатеринбургская гранильная фабрика (1751–1977; до 2003 – «Уральские самоцветы»; г. Екатеринбург). Несмотря на закрытие фабрики, в Екатеринбурге сохраняются несколько камнерезных мастерских. Уральскому камнерезному искусству посвящены многие сказы П. П. Бажова. Ежегодно устраивается молодёжный конкурс ювелирного и камнерезного мастерства «Наследники Данилы-Мастера» (с 2012; Екатеринбургский музей изобразительных искусств; Екатеринбург), в котором принимают участие ученики-камнерезы регионов Урала и Поволжья.
Ювелирное производство возникло после открытия месторождений драгоценных алмазов, рубинов, сапфиров, гранатов, аметистов, горного хрусталя и изумрудов. В конце 1950-х гг. уральские мастера освоили технику филигрань, суть которой сводится к плетению орнаментов из тончайших металлических нитей и кропотливой пайке элементов. Ювелирным делом занимаются мастера из Екатеринбурга, Нижнего Тагила, посёлка Нейво-Шайтанский (городской округ Алапаевск).
Развитию производства художественной керамики способствовало наличие богатых залежей красных и белых глин. Крупнейший центр данного промысла – деревня Верхние Таволги и село Нижние Таволги (Невьянский городской округ), где гончарное дело зародилось в конце 17 – начале 18 вв. Отличительные особенности таволожской керамики – использование эмалей с окислами меди для придания малахитового оттенка, ангобирование цветными ангобами. Действует Музей Таволожской керамики (деревня Верхние Таволги).
Бурачный промысел (производство туесов из бересты) был развит среди углежогов, которые заготавливали берёзу на древесный уголь. Основные центры промысла – Нижняя Салда, Нижний Тагил. Ежегодно проходит фестиваль «Берестяная река Урала» (с 2019; г. Екатеринбург), где мастера Свердловской области и других регионов Урала выставляют свои изделия. Действует музей «Солнечная береста» (2019; Нижний Тагил).
Для поддержки народных промыслов в Свердловской области регулярно проводятся фестивали «Иван-да-Марья» (с 2016; 4 раза в год; Екатеринбург; всероссийский), «ЭКОигрушки» (с 2017; Екатеринбург; на базе Свердловской областной библиотеки для детей и молодёжи имени В. П. Крапивина; авторские игрушки), «Тагильский калейдоскоп» (с 2017; Нижний Тагил).