Накше-Рустам
На́кше-Руста́м (перс. نقش رستم), комплекс архитектурных и археологических памятников в шахрестане Мервдешт провинции Фарс в Иране, в 6 км к северо-западу от Персеполя. Название (с перс. «изображения Рустама») восходит к более поздней местной традиции, согласно которой на рельефах представлен мифологический персонаж Рустам, герой эпической поэмы персидского поэта Фирдоуси «Шах-наме». Исследования Накше-Рустам проводятся с 1920-х гг. (Э. Херцфельд, Э. Шмидт и др.).
К периоду Ахеменидов относятся четыре скальные гробницы и башня Кааба-е Зартошт (конец 6 – 5 вв. до н. э.). Гробницы устроены в обращённой на юг горной гряде, со входами примерно на 6–8 м выше современного уровня земли. В старейшей из них, согласно древнеперсидской надписи, похоронен персидский царь Дарий I. Принято считать, что остальные принадлежат его преемникам Ксерксу I, Артаксерксу I и Дарию II (423 – 405 или 404 до н. э.). По своей архитектуре они не копируют гробницу основателя династии Ахеменидов Кира II Великого в Пасаргадах и не имеют прототипов на Ближнем Востоке, в Египте или Греции, при этом по их образцу созданы гробницы в Персеполе, которые приписываются Артаксерксу II и Артаксерксу III.
Все захоронения Накше-Рустам объединены общей схемой. По продольной оси крестообразного фасада (ширина 15,2 м, высота 27,4 м, глубина 4,3 м) вырезан рельеф с изображением дворцового портика, перекрытие которого опирается на четыре полуколонны (стоят на расстоянии 2,1 м друг от друга). Над ним, в более узкой части креста, представлен царский трон, который поддерживают фигуры, олицетворяющие народы империи Ахеменидов. В центре монументальной композиции царь обращается к парящему в небе богу Ахурамазде, за ними горит алтарь огня, в правом верхнем углу виден солнечный или лунный диск. На стенах гробницы Дария I также найдено несколько клинописных надписей на древнеперсидском, эламском, аккадском и арамейском языках.
Входы в гробницы размещены в центре рельефного «портика». Коридор ведёт к сводчатым погребальным помещениям, в которых находились цисты (каменные ящики; сохранились в гробницах Ксеркса I, Артаксеркса I и Дария II). Они закрывались каменными крышками, и в них, скорее всего, помещались деревянные саркофаги.
Напротив скальных гробниц стоит квадратная в плане башня на трёхступенчатом основании, ранее имевшая пирамидальную кровлю (ширина 7,3 м, высота 12,5 м, с учётом ступеней и кровли – 14,1 м). Первоначальные название и функция её неизвестны; начиная со средних веков она именуется Кааба-е Зартошт (перс. کعبه زرتشت, «куб Заратуштры»). Снаружи на её стенах вырублены имитирующие окна ниши и декор в виде регулярно расположенных небольших выемок прямоугольной формы. Дверь (с северной стороны; ширина 0,8 м, высота 1,8 м) ведёт в лишённое естественного освещения и убранства внутреннее пространство (длина 3,74 м, ширина 3,72, высота 5,5 м). Особенности строительной техники (наличие следов зубчатого долота) позволяют датировать здание около 500 г. до н. э. Единственный аналог Кааба-е Зартошт – Зендан-е Солейман (перс. زندان سلیمان, «тюрьма Соломона») в Пасаргадах, построенный приблизительно в 530-е гг. до н. э. (Gall. 2009) и дошедший до нас в руинированном состоянии. Возможным прототипом этих двух башен считаются ранние урартские башенные храмы (Stronach. 1967. P. 278).
На наружных стенах Кааба-е Зартошт сохранилась знаменитая надпись сасанидского шаха Шапура I «Деяния божественного Шапура» (Shapur-KZ, ŠKZ; около 262) на древнегреческом (южная стена), сасанидском среднеперсидском (восточная стена) и парфянском (западная стена) языках. На восточной стене также находится надпись на среднеперсидском языке верховного жреца Кирдира, в которой здание названо «bun-xānak». На одном из вариантов перевода этого выражения – «основной дом» – базируется версия о том, что Кааба-е Зартошт и Зендан-е Солейман служили хранилищем храмовых записей и главной копии Авесты, собрания священных текстов зороастризма (The inscription of Naqš-i Rustam. 1957). По другим версиям, здесь могли проходить церемонии коронации (Sancisi-Weerdenburg. 1983. P. 145–151), а также храниться царские регалии (Frye. 1974. P. 386).
Второй период развития комплекса Накше-Рустам относится к раннесасанидскому времени (3 – начало 4 вв.) Первые правители династии Сасанидов вырезали в скале семь монументальных рельефов и высекли в его левой части два небольших объёмных сооружения, имитирующих чахартак – купольную сень на четырёх опорах (южное сооружение: длина 1,7 м, ширина 1,5 м, высота 1,75 м; северное сооружение: длина 1,35 м, ширина 1,3 м, высота 1,55 м). Обычно их считают алтарями огня, однако есть мнение (The art and archaeology of ancient Persia ... 1998 P. 80), что это астодоны (оссуарии). С юга, на расстоянии около 60–80 м, комплекс опоясывала стена длиной около 200 м с семью полукруглыми башнями диаметром 10 м.
В западной части скалы расположены изображения Ардашира I и Бахрама (Варахрана) II (правил в 276–293). На одном из лучших по сохранности и качеству рельефов (ширина 6,3–6,65 м, высота 4,2 м) Ардашир представлен принимающим перстень – знак царской власти от бога Ахурамазды, оба восседают на конях. В надписи на среднеперсидском шах оправдывает повелением божества нарушение своей клятвы последнему правителю парфянской династии Аршакидов Артабану IV(V) (правил в 213–224): победив его в гражданской войне, Ардашир основал новую династию Сасанидов. В этой надписи впервые встречается слово «Иран». Cправа от него, на месте предположительно эламского рельефа (возможно, около 1000 до н. э.; сохранилась лишь одна фигура; ширина 7 м, высота 2,5 м), высечена фигура Бахрама II в полный рост, а справа и слева от него – погрудные портреты членов его семьи и сановников (ширина 5 м, высота 2,5 м).
Ещё пять рельефов расположены под тремя гробницами Ахеменидов. Под захоронением Дария II вырезано конное изображение Бахрама II, попирающего римского воина (ширина 7,6 м, высота 3 м). Под гробницей Артаксеркса I два рельефа помещены друг над другом: на верхнем, практически утраченном, запечатлён правитель (возможно, Шапур II) в окружении придворных. Под ним (ширина 8,4 м, высота 4,1 м) – шах Ормизд II (правил в 302 или 303 – 309), сбивающий копьём конного врага – наместника Кавказской Албании Папака (Shahbazi. Hormozd II. 2012). Правее расположен самый ранний из рельефов этой группы, заметно превосходящий остальные по размерам и качеству. Он объединяет в одну сцену две победы Шапура I над римлянами. Шах находится в центре композиции, сидит верхом на коне, его корона выходит за верхнюю границу изображения. Слева от него – римские императоры Филипп Араб, преклонивший колено и молящий о пощаде, и Валериан, которого Шапур I берёт в плен. Cправа стоит верховный жрец Картир. Под гробницей Дария I помещён ещё один рельеф Бахрама II с двумя батальными сценами. В верхнем регистре (ширина 7 м, высота 3 м) он сбивает с лошади всадника, которого считают аллегорическим изображением римского императора Кара (Shahbazi. Bahrām II. 2016); он не был побеждён Бахрамом, но умер во время похода, а его сын Нумериан (правил в 283–284) увёл войска из Персии. В нижнем регистре (ширина 6,7 м, высота 2,35 м) Бахрам сражается с другим царственным соперником с головным убором в виде животного; его идентификация с кушанским царём ныне отвергается (Shahbazi. 2016).
В 2,5 км от Накше-Рустам находится комплекс Накше-Раджаб (نقش رجب) с сасанидскими рельефами (3 в.).
Между гробницами Дария I и Ксеркса I высечен рельеф (ширина 5,75 м, высота 3,2 м), изображающий шаха Нарсе (правил в 293 – 302 или 303). Он получает знак царского отличия от богини Ардвисуры Анахиты. По другой версии, это супруга царя Шапурдухтак (Weber. 2016). За спиной Нарсе стоит его наследник, будущий Ормизд II.