Мосолов Георгий Константинович
Мосоло́в Гео́ргий Константи́нович (3.5.1926, Уфа – 18.3.2018, Москва), советский лётчик-испытатель, полковник (1963), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1967), заслуженный мастер спорта СССР (1962), Герой Советского Союза (1960).
Воспитанник Центрального аэроклуба имени В. П. Чкалова (1943), окончил среднюю специальную школу ВВС в Казани с отличием (1944). В армии с 1944 г. В сентябре 1945 г. окончил 10-ю школу первоначального обучения лётчиков в Кременчуге Полтавской области (Украинская ССР), затем Чугуевское военное авиационное училище лётчиков-истребителей (1948) и до 1951 г. работал там же инструктором-лётчиком. После завершения обучения в школе лётчиков-испытателей (1953) находился на лётно-испытательной работе в ОКБ А. И. Микояна (1953–1962, лётчик-испытатель, старший лётчик испытатель), работал ведущим инженером на лётной станции ОКБ А. И. Микояна. В 1949 г. окончил Высшую офицерскую авиационно-инструкторскую школу в Грозном, в 1959 г. Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе (МАИ). Проводил лётные испытания первых экземпляров опытных самолётов и их модификаций, а также реактивных двигателей, бортовой аппаратуры систем радионавигации, перехвата и вооружения. Испытывал большое количество прототипов боевых самолётов разработки КБ А. И. Микояна. В частности, летал на экспериментальных истребителях Е-2 (1955), И-ЗУ (1956), И-7У (1957), И-75 (1958), СП-12ПМ (1958), И-75Ф (1958), Е-6/3 (МиГ-21, 1958), Е-152А (1959), Е-152 (1961), Е-8 (1962). Всего освоил более 50 типов самолётов и установил 6 мировых авиационных рекордов скорости и высоты полёта (из них 3 – абсолютные рекорды): 2 рекорда скорости на самолёте МиГ-21Ф (1959), 2 рекорда высоты на самолёте МиГ-21Ф (1961), 2 рекорда скорости на самолёте Е-152 (1962) и 3 всесоюзных абсолютных рекорда.
При проведении лётных испытаний опытных самолётов неоднократно попадал в аварийные ситуации, из которых благополучно выходил.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» присвоено подполковнику Мосолову за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 5 октября 1960).
Во время испытательного полёта 11 сентября 1962 г. на опытном сверхзвуковом истребителе Е-8 на высоте 13 000 м и скорости 2200 км/ч, соответствующей числу М = 1,7, из-за разрушения двигателя и самолёта Мосолов применил катапультирование с высоты 10 000 м, получил тяжелейшие травмы. После длительного лечения не был допущен медицинской комиссией к лётно-испытательной работе и переведён на должность ведущего конструктора в Опытном конструкторском бюро «МиГ». В 1966 г. уволен в запас.
Мосолов стал первым лётчиком-испытателем СССР, открытым для средств массовой информации как профессиональный лётчик-испытатель. Его фотографии в гермошлеме печатались во многих газетах и журналах мира. Работал заведующим кафедрой военно-патриотического воспитания Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ (1969–1975). Вёл активную общественную работу. С сентября 1969 г. по май 1973 г. был председателем Федерации хоккея СССР, членом президиума Общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов». В 1978–1983 гг. помощник представителя «Аэрофлота» в Хельсинки (Финляндия), в 1983–1992 гг. представитель советских авиалиний в Швеции и других странах. После этого вышел на пенсию.
Награждён 2 орденами Ленина (1957, 1960), орденом Красной Звезды (1961), медалями. Удостоен 3 медалей де Лаво Международной авиационной федерации (ФАИ) (1959, 1961, 1962) и 3 Всесоюзных золотых медалей. Имя Мосолова присваивалось трудовым коллективам, школам, пограничным заставам.
Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.