Миссионерские школы
Миссионе́рские шко́лы, учебно-воспитательные заведения при христианских организациях. Возникнув с распространением миссионерской деятельности, миссионерские школы способствовали распространению религии, готовили миссионеров из местного населения, из переводчиков, а позднее – из служащих колониальной администрации. В католичестве наиболее широкое распространение миссионерские школы получили в связи с деятельностью орденов доминиканцев и францисканцев (с 13 в.); школы создавались в Индии, Китае, Японии. Одним из первых европейцев вопросы организации миссионерских школ рассматривал французский публицист Пьер Дюбуа (около 1250 – после 1321), предлагавший создавать школы для детей 4–5 лет. Помимо религиозно-нравственного воспитания, миссионерские школы должны были давать обширные знания из области светских наук. Предусматривалось преподавание на латинском языке, с последующим изучением греческого, арабского языков, а также языков европейских католических стран. Однако в основном эти школы повторяли практику приходских и внешних монастырских школ в метрополии, ограничиваясь начальным образованием. Интенсивное развитие миссионерских школ в Латинской Америке, Африке, Юго-Восточной Азии в 16 – начале 17 вв. обусловлено началом колониальной политики европейских государств (Испании, Португалии, Нидерландов, Великобритании). В этот период большая роль в организации миссионерских школ принадлежала монашескому ордену иезуитов, стремившемуся укрепить позиции католицизма в борьбе с протестантизмом.
В России возникновение миссионерских школ связано с деятельностью РПЦ по распространению христианства среди многонационального населения территорий, в разное время вошедших в состав Российского государства. Вероятно, первые миссионерские школы были основаны Стефаном Пермским (около 1340 – 1396). Во 2-й половине 16 в., после присоединения к Русскому государству Казанского ханства, при русских монастырях открывались миссионерские школы для подготовки православных священников. Попытка активизации просветительской миссионерской деятельности связана с открытием в 1750 г. т. н. новокрещенских школ для крещёного инородческого населения Поволжья (4 школы в Казани; в 1800 прекратили самостоятельную деятельность и были соединены с Казанской духовной семинарией). Во 2-й половине 18 в. подобные школы открывались в Приуралье, Сибири, на Дальнем Востоке; в 1-й половине 19 в. миссионерские школы создавались на Кавказе.
В 1860–1890-е гг. регулярный характер приобрели миссионерские школы с 2–4-летним сроком обучения. В 1867 г. были созданы 22 братские миссионерские школы; 7 крещёнотатарских, 2 чувашские, 12 марийских, 1 русская; в 1891–1892 гг. их число возросло до 130, в том числе 61 крещёнотатарская, 51 чувашская, 3 марийские, 8 удмуртских, 1 мордовская, 6 русских. Обучение велось по системе Н. И. Ильминского. С целью подготовки учебников для миссионерских школ была учреждена (1876) Переводческая комиссия Православного и миссионерского общества при Братстве святителя Гурия. Вышло свыше 800 наименований книг общим тиражом более 1,5 млн экземпляров (1910). Для подготовки учителей были открыты Казанская русско-инородческая учительская семинария, Симбирская чувашская учительская школа, Казанская крещёнотатарская и другие учительские школы.
Братские миссионерские школы создавались в районах с сильным влиянием старообрядчества. На «братском попечении» 56 братств России и Сибири к началу 1891 г. находилось 5680 церковных школ. Миссионерские школы, создававшиеся религиозными братствами, содержались частично за счёт средств Святейшего Синода, частично за счёт земств. В 1917 г. миссионерские школы прекратили существование.