Механизированная крепь
Механизи́рованная крепь, передвигающаяся горная крепь для временного поддержания призабойной части очистного пространства и сохранения очистной выработки в рабочем и безопасном состоянии. Вместе с очистным комбайном, крепью сопряжений и забойным конвейером механизированная крепь входит в состав выемочных механизированных комплексов. В составе комплекса механизированная крепь обеспечивает механизацию процессов крепления и управления кровлей и передвижения забойного конвейера или базы комплекса. Механизированная крепь для длинных очистных забоев состоит из системы однотипных или разнотипных секций, расставленных с определённым шагом по длине очистного забоя и передвигающихся в направлении его подвигания. Типы и параметры механизированной крепи, а также конструктивные схемы её секций определяются исходя из мощности пласта, тяжести кровли (по степени тяжести пород) и устойчивости пород почвы.
Механизированную крепь классифицируют по характеру взаимодействия с породами и по конструкции секций. В зависимости от характера взаимодействия с боковыми породами и кровлей механизированную крепь подразделяют на поддерживающую (имеет только поддерживающее кровлю перекрытие), оградительную (служит только для ограждения призабойного пространства от обрушенных пород), оградительно-поддерживающую и поддерживающе-оградительную (выполняют функции поддержания кровли и ограждения рабочего пространства, при этом поддерживающе-оградительные крепи перекрывают рабочее пространство большей ширины). По способу связи секций механизированную крепь делят на комплектные (две или более соединённые в комплект секции не связаны с забойным конвейером, а комплекты – друг с другом) и агрегатированные (все секции имеют силовые связи между собой и с забойным конвейером). Агрегатированные крепи наиболее распространены.
Основными параметрами, характеризующими механизированную крепь, являются рабочие сопротивления на единицу поддерживаемой площади кровли (МН/м2) и на единицу длины забоя (МН/м), а также коэффициент раздвижки гидростоек.
Первая в мире конструкция механизированной крепи создана в СССР в 1932 г. инженером И. А. Журавлёвым, промышленные испытания её были осуществлены на руднике «Сулюкта» в Средней Азии в 1934–1935 гг. В 1946 г. изготовлен и испытан в Кузбассе угледобывающий агрегат с механизированной крепью конструкции В. И. Воробьёва, Ф. П. Куфарова, Т. Ф. Горбачёва и И. С. Патрушева. Первая серийная механизированная крепь (М87) создана в 1967 г. (гл. конструктор В. К. Смехов). Ныне механизированную крепь применяют в очистных забоях пологих и наклонных пластов (угол падения до 35°) мощностью от 0,7 до 5 м и более.