Мадагаскар. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Мадагаска́ра. Важный памятник традиционного зодчества – укреплённая королевская резиденция на холме Амбухиманга (Рува Амбухиманга; возводилась с 18 в.) в провинции Антананариву. С середины 19 в. на Мадагаскаре строятся здания в русле европейской архитектуры: дворцы – королевы в русле исторических стилей (Мандзакамиадана; выстроен из дерева в середине 19 в., инженер Ж. Лаборд; каменная облицовка выполнена в 1869 по проекту миссионера Дж. Камерона; пострадал в пожаре в 1995, реконструирован) и Амбухитсурухитра в стиле французского неоренессанса (бывшая резиденция губернатора, ныне президента; 1892, архитектор А. Жюлли), англиканский собор Святого Лаврентия в районе Амбухиманору (1889, архитектор У. Уайт; все – в г. Антананариву) и др. Среди сооружений 21 в. – Ратуша (2009, архитектурное бюро Vima) и комплекс монастыря сестёр Нотр-Дам-дю-Сенакль в районе Суавимбахуака (2014, архитектурное бюро Patriarche & Co; оба – в Антананариву).
Первые местные живописцы появились к концу 19 в. при поддержке миссионеров и колониальных властей. Они обращались к мадагаскарским сюжетам, часто использовали шёлк (как основу для картин) и акварель. Мастера Раинимахарусуа (Дж. Раинимахарусуа), Л. Рауэлина, Э. Раламбу, Г. Ракутувау, А. Ракутувау изображали ландшафты острова, типажи и быт местных жителей по заказу миссионеров, колониальных чиновников и других иностранцев. Рамананкирахина (Ф.-А. Рамананкирахина), обучавшийся в 1880-х гг. в Национальной специальной школе изобразительных искусств в Париже, создал в начале 20 в. серию ретроспективных портретов правителей Мадагаскара.
В 1-й половине – середине 20 в. работали живописцы Разанаманирака (Ж. Разанаманирака), Р. Расулуманитра, Ранивусун, А. Разафиндзухани. Художница В. Равелунануси наряду с картинами создавала эскизы для гобеленов, керамику, активно популяризировала мадагаскарское искусство на родине и за рубежом (жила также во Франции и в Тунисе).
В 21 в. международные тенденции развивают фотореалист Ж.-И. Шен и Ж. Андрианумеарисуа, исследующий новые формы современного искусства.
Ксилографией во 2-й половине 20 в. занимался Э. Ракутундрабе, искусством фотографии – Э. Ракутундразака (Рамили).
Скульптура развивалась на основе местной традиции создания надгробий и кенотафов. В 20 в. прославились мастера Фесира (из племени антануси), Расидани, Кабота и Цивулуа (все – сакалава).
К традиционным ремёслам относятся резьба по дереву (скульптура, мебель, посуда), ткачество, плетение корзин, изготовление керамических и металлических изделий.