Луа
Лу́а (lua; капу куалуа – kapu ku'ialua), традиционное гавайское боевое искусство. Включало приёмы (аи) как рукопашного боя, так и с использованием различных видов аутентичного гавайского оружия. Луа иногда обозначается как «искусство ломать кости». Это боевое искусство было привилегией социального слоя алии (знать), и табуировано для представителей социальных слоёв макааинана (общинники) и каува (маргиналы), а также лиц негавайского происхождения. Некоторые общинники допускались к изучению луа благодаря своим способностям и физическим данным. Среди обучающихся иногда были женщины. На шести о-вах Гавайского архипелага (Гавайи, Мауи, Молокаи, Ланаи, Оаху, Кауаи) после 1750 г. существовало 12 школ луа (па луа или луа халау) с разными стилями. Школы о-ва Кауаи имели особую репутацию за превосходство в этом боевом искусстве. Обеспечивая боевую поддержу верховным вождям, школы луа действовали независимо от их воинской дружины. Верховные вожди покровительствовали определённым школам, и часть своей персональной гвардии укомплектовывали выпускниками этих школ. В то время как именитые воины по приказу вождей организовывали и тренировали для войны население целых округов, школы луа были закрытыми и отчасти тайными организациями. Инструкторы луа – олохе луа – получали свой статус после 20 лет тренировок. Им полагалось брить головы и удалять волосы с тела.
Набор учащихся (хаумана) производился каждым инструктором по собственным стандартам и критериям, которые придавали школам особую исключительность. Некоторые части учебной программы проводились в строго регулируемых и бережно охраняемых условиях, чтобы минимизировать шансы, что какой-либо эффективный приём встретит противодействие на поле битвы. Сооружения школ были в основном прямоугольной формы, с одним входом. Внутреннее пространство делилось на три функциональные зоны. В передней и задней частях находились два учебных отделения, где проходили тренировки. В центральной части располагались смотровая площадка для инструктора и алтарь. Смотровая площадка была также местом божества-покровителя, наделявшего эту зону особой силой мана. Алтарь считался наиболее священной зоной и воздвигался перед выпуском учеников. В период выпуска в учебном отделении передней части школы возводилась специальная хижина (хале куму кааха), в которой ученики сдавали заключительные экзамены. Занятия в школах проходили в тёмное время суток. Период обучения занимал от шести до девяти месяцев, но если обучающийся не был надлежащим образом подготовлен, то его выпуск из школы откладывался. Тренировки включали проведение фиктивных сражений – канекупуа, в которых обучающиеся демонстрировали своё мастерство. В школах от учеников требовались соблюдение дисциплины, проявление сдержанности, терпеливости, целеустремлённости, погружение в учебный материал, всестороннее взаимодействие, а также беспрекословное повиновение инструктору. В случае невыполнения этих обязательств ученик отчислялся из школы. Новички перед изучением приёмов рукопашного боя и приёмов с использованием оружия проходили предварительную физическую подготовку.
В процессе тренировок немаловажное значение имело соблюдение соответствующего рациона питания. В этой связи были отдельные занятия по идентификации и классификации различных растений и способов их использования. В целях развития физической силы и выносливости применялись различные дыхательные, гимнастические, акробатические упражнения, а также поднятия тяжестей. Особое место отводилось занятиям по изучению костной, мышечной и нервной систем тела человека. Ученикам необходимо было знать 12 жизненно важных точек на теле, а также уметь проводить различные лечебные действия. Для наглядности на песке чертились изображения человеческого тела, на которых галькой обозначали основные органы, нервные центры и иные важные области. Согласно поверьям, другие части тела были под защитой богов. В программу обучения также входили различные танцы и песнопения. Церемония аилоло включала несколько выпускных экзаменов, которые имели как общие черты, так и отличительные особенности в разных школах. После завершения обучения и сдачи всех экзаменов выпускник становился профессиональным воином либо отправлялся в другую школу для обучения иному стилю луа. У луа был ряд богов-покровителей (включая богинь, которым поклонялись обучающиеся женщины), наиболее значимыми из них были Куиалуа (Куи'ахоло) и Кувахаило.
Стили и приёмы луа сильно отличались в разных школах. У одного приёма могло быть до 25 способов выполнения. При одинаковом названии какого-либо приёма в двух стилях способы его выполнения также могли различаться. Названия приёмов носили образный характер [например, нао-пуу – «просунуть руку в жабру» (удар в гортань)]. Приёмы рукопашного боя включали удары руками (кулаком, ладонью, ребром ладони, пальцами), удары ногами, захваты, заломы, броски, укусы. Упор делался на максимально быструю нейтрализацию противника (убийство или нанесение увечий). В этой связи существовало много приёмов, направленных на переломы рук, шеи, спины. Приёмы с использованием оружия включали весь арсенал многочисленных видов гавайского вооружения: копья, палицы, кинжалы, кастеты, праща, верёвка для удушения (каане), верёвка с деревянным или каменным утяжелителем для опутывания противника (пикои) и др. Среди оружия ближнего боя особо выделялось лейомано – своеобразная палица с усаженными зубами акулы.
Король Камеамеа I являлся одним из выдающихся воинов, владевших луа. Его наставником по этому единоборству и боевым соратником был известный воин Кекуаупио. После создания на Гавайском архипелаге единого королевства во главе с Камеамеа I остальным вождям запрещалось иметь собственные вооружённые силы. Некоторые профессиональные воины, владевшие луа, становились криминальными элементами, использовавшими свои боевые навыки во время разбойных нападений на путников. Гавайский историк Джон Папа Ии (1800–1870) в юном возрасте обучался в одной из трёх школ луа, учреждённых Камеамеа I. С прибытием в 1820 г. на Гавайские острова христианских миссионеров ускорилось разрушение традиционной гавайской культуры, включая луа. Элементы этого боевого искусства сохранялись только в некоторых семьях и тайно передавались из поколения в поколение. Король Дэвид Калакауа за время своего правления (1874–1891) сделал попытки частично возродить луа, наравне с другими элементами традиционной гавайской культуры. К 1920-м гг. на архипелаге оставалось очень незначительное число людей, знавших луа. Во второй половине 20 в. началось возрождение этой боевой системы на основе сохранившихся традиций. Современные направления луа (Каихевалу Охана Луа, Па Куи-А-Луа, Па Куи-А-Холо, Гавайская Луа семьи Тэйлор) имеют определённые отличия от древних стилей и не имеют социальных и этнических ограничений для обучающихся.